Responsive Ad Area

Share This Post

Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дизайн / Дом творчества / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / очный конкурс педагогов-художников / Художественная школа / Школа искусств

Египетский зал на Урале

Египетский зал на Урале
Малышева Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей категории, МАОУ СОШ №22, Пермский край, г. Березники

img

Логотип1

Если не исправишь зло, оно удвоится.
Из литературных памятников Древнего Египта
Много лет назад, разговаривая с директором нашей школы, в свой адрес я услышала: «Научили рисовать, теперь все стены испорчены». Сначала я не приняла эти слова всерьез, так как факты детского вандализма встречаются во всех школах, но все же чувствовала вину: научить научила, а где применить свои умения — не разъяснила. Буквально несколько дней спустя прочитала в книге замечательные слова: «Если не исправишь зло, оно удвоится». И решила попробовать расписать стены школы, опираясь на учащихся-добровольцев. Сейчас меня уже с начала года спрашивают: «А мы будем украшать школу?» А кто уже расписывал стены, говорят: «Я сам буду контролировать, чтобы мой труд не трогали».
Программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Т.А.Копцевой «Природа и художник», по которым работаю, и здоровьесберегающая педагогика по методике В.Ф.Базарного, у которого для расслабления глаз дети смотрят на потолок и водят глазами по нарисованным рисункам, находят ответы, спрятанные в разных местах класса, вращая головой, меняя в течение урока несколько раз сидящую позу на стоящую — привели к идее создать эскизы и выполнить роспись зала в египетском стиле. Пришла к выводу, что нужно на моих уроках использовать доровьесберегающие технологии для сохранения физического здоровья ребенка, совмещать их с искусством и творчеством, не отделяя физические упражнения от темы урока. Это даст возможность на уроках не только ходить на экскурсию в зал, но и искать определенные изображения, связанные с темой урока. Например, одна из тем второй четверти 3 класса звучит так: «Кобра (Всевидящее Око)», хотелось бы ее увидеть в этом зале в разных местах: на головном уборе, на переднике фараона, в иероглифах и, конечно, в разных вариантах изображения.
Выпускники прошлых лет не отказали в помощи и выполнили ряд работ. В 2008 году 17 апреля состоялось открытие первого зала, которое посвятили пятилетнему юбилею изостудии. Трудоемкость выполнения работы стала той консолидирующей силой, которая сплотила всех учеников школы вокруг одного проекта.
Основными участниками проекта стали ребята с 3-го по 9-й классы, с разными характерами и возможностями, но с огромным желанием расписать школу, придать ей уникальный вид, сделать ее интерьеры красивыми.
На занятиях в изостудии мы приступили к созданию эскизов и столкнулись с множеством проблем, связанных с нехваткой информации. Пришлось приобрести много книг по истории Древнего Египта, по стилизации, заглянуть в интернет, подобрать множество репродукций. Изучить творчество известного у нас на Урале художника-египтолога Потапова М.М., работы которого были признаны искусствоведами Каирского музея, где они выставлялись. И наконец, все систематизировать. Были составлены презентации по следующим темам: «Боги Египта», «Символы власти фараона», «Архитектура Египта», «Прически и головные уборы», «Священные животные».
Эскизы нам дались тяжело. Мы учились рисовать сначала цветы, затем человека, выполняя декоративные тарелочки. Затем стали копировать изображения с египетских папирусов. Учились увеличивать по клеточкам рисунок, перенося его на лист А3.
С большим трудом и большой ответственностью все студийцы отнеслись к созданию эскизов, но победителями стали Плотникова Марина, Пестерев Женя и Пономарева Даша. Каждый эскиз стал одним из этапов истории развития египетской культуры.
Эскиз Пономаревой Даши, ученицы 9 класса, рассказывает об истории объединения Северного и Южного Египта, которое произошло в 3100 году до н.э.. За основу взят рельеф из храма Хора в Эдфу с изображением Коронации Птолемея VI и двух богинь Уаджет и Нехбет- покровительниц двух царств, но Даша вместо Птолемея изобразила царя Нармера, объединившего Древний Египет. Работу Даша дополнила изображениями священных грифона и коброы, распустившегося лотоса и закрытого цветка папируса, которые тоже были символами севера и юга Египта.
Плотникова Марина из 6 класса, рассказала о расцвете египетской цивилизации в период правления Рамсеса II. Ей помогла работа Потапова М.М. «Эхнатон и Нифертити возносят молитву Атону», выполненная в 1964 году, где изображен фараон, его жена и дети. Но нам недостаточно было изображения счастливого семейства, и Марине пришлось добавить изображения папирусовидной и лотосовидной колон, которые в тот период очень часто использовали в архитектурных сооружениях.
Пестерев Женя (6 кл.) выбрал этап упадка египетской цивилизации, когда нападки северных племен стали повторяться очень часто. Женя изобразил фараона, «защитника своего народа», с соколом, направляющим стрелу фараона в иноземцев. В этот период времени и в архитектуре тоже происходили достаточно большие изменения. Его работу ограничивают гладкая колонна с иероглифами и хатхорическая колонна.
Объединить все три эскиза помогли священные цветы Египта, составленные в орнамент лотос и папирус. Он смог соединить работы разных авторов, а воды Нила — все периоды развития, расцвета и упадка Египетской цивилизации.
Мои студийцы, учащиеся 3-9 классов, побоялись переносить рисунок на стены, и пришлось привлечь к работе выпускниц прошлого года Малышеву Аню, Егорову Катю и Загуменнову Аню. Они уже имели практику выполнения подобных работ. В прошлом году они сделали дверной проем в «Пермском зверином стиле». За один день по эскизам студийцев они нанесли основной рисунок, связанный с изображением человека, птиц и животных. Все остальное за третью четверть сделали малыши.
Работу цветом на стенах начали с изображения неба и условного Нила. Затем пятнами показали фигуры людей, головные уборы и одежды. Колонны выполняли постепенно. Завершил работу орнамент из лотосов и папирусов. Последнюю точку поставили иероглифы, сопровождающие каждую роспись.
Работа была завершена, но заканчивать творческий процесс над темой Египта не хотелось. Ребята предложили сделать костюмы и провести костюмированное представление на открытии «Египетского зала».
За короткое время из клейкой бумаги, покрывного материала и цветных вязальных ниток мы сделали семь египетских костюмов. Первый костюм фараона Нармера в сехмети — двойной короне, символизирующей власть фараона над всей страной, она является символом абсолютной власти. Его окружают две богини: Уаджет и Нехбет, они покровительницы севера и юга. Костюм фараона Рамсеса II состоял из головного убора намеса и праздничного передника. У рабов простые передники и опахала. И костюм последней царицы Египта Клеопатры. Используя текст из «Книги мертвых», мы инсценировали все то, что с таким трудом нарисовали.
На открытие «Египетского зала» пришли наши спонсоры, которые наградили юных художников призами и огромным тортом в виде пирамиды Хеопса. А школа искусств имени Старкова, филиалом которой мы являлись, вручила детям сертификаты об изучении истории и культуры Древнего Египта. Директор нашей школы, Лопарева А.А., каждому из участников проекта вручила грамоту за помощь в оформлении школы.
В следующем году мы решили продолжить работу над этим залом. И в 2010 году выполнили из гипса Дверной проем и оформили рельефами колонну. Думая об эскизе дверного проема, Варя Савицкая, ученица 9 класса, в книге Макса Мюллера «Египетская мифология», нашла маленькое изображение Беса с цветами. Выяснила, что этот Бес в египетской звездной мифологии соответствовал созвездию Змееносца, удушающего змея. Он также очень часто изображался на амулетах, был покровителем танцев и музыки и других женских искусств — вроде плетения венков, приготовления косметики.
Это веселое божество изображали с соломкой, с помощью которой он сосал из большого кувшина, возможно, молоко или что-то другое. Он забавлял новорожденных детей и защищал родившееся солнце Ра от кабанов, львов и антилоп, душил или пожирал змей. Его изображения на подголовниках для сна или над дверями отгоняли от ребенка не только вредных животных, но и злых духов.
Венок, сплетенный веселым божеством Бесом из священных цветов лотоса и папируса, Варя и попыталась изобразить в своей работе. Предполагая, что он будет оберегать наших учащихся от всех невзгод школьной жизни и злых духов.
В своей работе она использовала барельеф – выпуклое изображение, выступающее не более чем на половину своего объема. Оно предполагает четыре этапа работы: создание эскиза, затем изготовление пластилиновой заготовки, гипсовой изложницы и, наконец, гипсового слепка.
Для создания эскиза была найдена идея, осталось ее разработать. Когда эскиз был продуман, вычислили размеры слепков, начали переносить его на пластилиновые заготовки.
На ровную доску (мы брали разобранные старые шкафы) накладывается слой пластилина по размеру, который ограничивала деревянная рамка натурального размера слепка. Выступающий рисунок наращивали по перенесенному иглой контуру с эскиза. Высота элементов определяется по замыслу. Контур выступающих элементов выполняется под наклоном, чтобы изложница хорошо отошла от пластилиновой заготовки, и обязательно заглаживаются все трещины и неровности во избежание попадания в них гипса.
Пластилиновую заготовку ограничиваем деревянными бортиками, по высоте выше на 1,5 – 2 см самого выступающего элемента. Покрываем равномерно медицинским вазелином пластилин и бортики рамы. Заливаем гипсом по консистенции сметаны. Когда гипс затвердеет, разъединяем заготовку от изложницы.
Полученную изложницу ограничиваем деревянными бортиками, проверяем наличие трещин и повреждений. Закрывая пластилином, покрываем равномерно вазелином, убирая ворсинки от кисти и пузырьки, образовавшиеся на поверхности изложницы. Заливаем гипсом. Когда начнет затвердевать, через 5-10 минут рисуем сетку для лучшего крепления к стене. Аккуратно разъединяем и получаем готовый гипсовый слепок с барельефным изображением, который будем крепить на стену.
Цветовое решение выполняли на месте, непосредственно после крепления на стену. Использовали аэрозольную золотую краску, а по верху, растирая, наносили акриловую.
Параллельно с Варей работали 14 студийцев с 5 по 8 классы, которые выполнили 24 ни в чем не повторяющихся слепков и укрепили их на колонне, расположенной в центре египетского зала. Изучая культуру Древнего Египта, мы рассматривали множество изображений богов и богинь Египта, поэтому и решили на этих слепках изобразить рождение бога солнца Ра, жрицу Хатхор, бога Амона с головой барана, бога луны-Тота в виде павиана и т.д.
Дверной проем и колонна выполнены по одной технологии, но если Варя использовала барельеф, то на слепках колонны – контррельеф. То есть, заливая гипсом пластилиновую заготовку, получали изложницу, ее и крепили к колонне. Затем шпатлевали стыковые швы и красили водоэмульсионной краской под основной цвет стен.
Этот зал стал самым дорогим проектом из 11 реализованных в нашей школе. Израсходовано на роспись зала 4900 рублей, 1200 рублей ушло на колонну и дверной проем. По времени работа над росписью заняла две четверти, 30 занятий. Реализация всего проекта заняла 2 года.
Благодаря осуществлению этого большого проекта, удалось создать уникальное образовательное пространство. Египетский зал, а в последствии и зал Греческий, Дорога процессий и др. создали в школе особое «образовательное поле», развивающую среду, благодаря которой школа приобрела свое лицо и неповторимый образ. Ценность этого нового облика школы в его рукотворности. Созданное руками детей монументальное искусство практически не реставрируется, поскольку школьники ценят свой труд и бережно его охраняют.
Сейчас в этом зале проходит ежедневная утренняя зарядка для начальной школы. В течение всего учебного года ходим с разными классами на экскурсию по различным темам: во всех классах — единство орнаментальных мотивов Древней Руси и Древнего Египта, 7 класс – изображение фигуры человека, здесь вспоминаем каноны изображения человека в Древнем Египте; 5 класс — египетские украшения, колонна как элемент архитектурной постройки; 3 класс – боги Египта, символы власти, священные насекомые, парики, символы власти…
Теперь в моём педагогическом арсенале есть уроки экскурсии, путешествия по египетскому храму, уроки поисков и открытий. И все они проходят в «Египетском зале». Благодаря этому проекту далекий Египет стал нам намного ближе.
Литература:
1.Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред. С.А. Токарев. – М 68 М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.-
2.Шаузи О. Всеобщая история архитектуры / Огюст Шаузи; пер. Н.С. Курдюкова, Е.Г.Денисовой. – М.: Эксмо,2009.-704с.:ил.
3.Кристонсон, Венди. Древний Египет /Пер. с англ. А.П. Романова. – М,:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 128с., с ил.
4.История искусства. Энциклопедия школьника /Обо всем на свете /, /пер. с испан./.- М.: «Омега», 2007. – 96 с.:ил.
5.Перзашкевич О.В., Федосик В.А. Древний мир. Культура искусство, история. Иллюстрированная энциклопедия /О.В. Перзашкевич, В.А.Федосик,; под науч.ред. проф. В.А.Федосик. –М.:Эксмо, 2008. – 256с.: ил.
6.Древние цивилизации / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.,; Под общ. Ред. Г.М.Бонгард-Левина.-М.: Мысль, 1989.-479 с.: ил.
7.Макс Мюллер. Египетская мифология / Пер.с англ. Г.В. Бажановой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006, -335с.
8. Египтология: В поисках гробницы Осириса. Дневник экспедиции мисс Эмели Сэндс.
9.Маккэлэм,Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник: пер. с англ. /Грэхем Лесли Маккэлэм. – М.: АСТ : Астрель, 2007. – 383,с.: ил.
10 Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. – 3-е изд. – перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 176с. И цв. илл. (Серия «Всеобщее образование».)

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели