Responsive Ad Area

Share This Post

ВЫСШАЯ ШКОЛА / Дизайн / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников / Творческий ВУЗ

Особенности проектирования дизайна упаковки

Особенности проектирования дизайна упаковки
Автор — Искра И.С., аспирант МГГУ им М.А. Шолохова
O3_LjKD6NPg (1)
В последние годы упаковка превратилась в самостоятельный объект деятельности дизайнера. Как и любой другой востребованный на рынке продукт, упаковка заявляет о своей независимости, требует внимания потребителя, броского, запоминающегося информирования об упакованном продукте, привлекает новизной своей формы, предполагает постоянное изменение цветового и графического оформления.
Проектируя упаковку, дизайнеру необходимо учитывать многие аспекты, которые касаются технологии изготовления упаковки, свойства товара, условий его хранения и транспортировки, переработки использованной упаковки, особенностей рекламной политики бренда.
Упаковка, как оболочка, содержащая товар, включает конструкцию, цвет форму, маркировку и материалы. При конструировании упаковки следует учитывать три фактора: заметность среди других, вербальная и невербальная передача информации, престижность. Помимо товарного знака и шрифта, важную роль в создании упаковки, играет фирменная цветовая гамма. Выбирая цвет не следует руководствоваться исключительно личными вкусами и пристрастиями, не следует забывать, что основная его задача – создание образа фирмы, ее лица и всей рекламной продукции.
Создание упаковки – одна из самых интересных и передовых сфер современного дизайна. И, говоря о проделанной дизайнером работе, речь идет о важности основополагающей концепции дизайна, которая в итоге определяет успех продвижения товара в условиях рыночной экономики. В производстве любой упаковки главное – разнообразие всех касающихся ее факторов, начиная от оформления и дизайна и заканчивая материалом, оборудованием и применяемыми технологиями. Со стороны дизайнера важен не только красивый облик упаковки. Хотя именно дизайнеру доступны выразительные художественные средства. Важны понимание специфики бизнеса заказчика и визуально привлекательная для потребителя упаковка – существенный фактор для выживания в сегодняшних условиях конкурентного рынка.
Дизайн упаковки, оперируя невербальными, визуальными символами, может оказывать огромное влияние на аудиторию. Графический дизайн упаковки – это не просто красивая картинка, а полноправная наука со своей философией и историей, в которой пересекаются искусство и технология.
В результате художественного     конструирования достигается целостность  материально-технических и социально-культурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате     специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует метод и средства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации.
Комплекс выполняемых в рамках дизайна тары и упаковки задач можно условно разделить на два взаимосвязанных направления: инженерно-функциональное формообразование и дизайнерское формообразование.
Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия – материале, конструкции и технологии производства. В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.
Целью композиции в художественно-конструкторском проектировании является создание оптимальных форм, отвечающих функциональному назначению, конструктивно-технологическим и экономическим требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.
На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совместно с художником-конструктором должны выбрать материалы тары, ее форму, определить конструктивные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на таре.
Художественное и инженерное конструирование – взаимодополняющие  части единого процесса проектирования тары и упаковки. Процесс художественного конструирования нельзя рассматривать как систему наведения косметического глянца на уже сконструированную тару и упаковку. Этот процесс должен осуществляться на всех стадиях проектирования. Графический дизайн упаковки, товарного знака дает возможность создать макет будущей упаковочной продукции при помощи современной компьютерной техники и программных технологий.
Изображение на упаковке должно вступать в контакт с потребителем. Если человек, изображенный на упаковке, смотрит в сторону, то этот эффект не достигается. Наиболее эмоциональным решением является взгляд «глаза в глаза», также хороший ход – рекламный персонаж прорывает плоскость, выходит из нее, чтобы вступить в контакт со зрителем-покупателем.
Форма дает широкое разнообразие аналоговых моделей. К форме упаковки предъявляется ряд требований: форма должна быть эргономичной. Прежде всего, ее должно быть удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.п., т.е. рука человека является основной точкой отсчета; вес рассчитывается таким образом, что среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий; форма должна быть такой, чтобы упаковку удобно было выкладывать на полку в магазине и при этом товар хорошо был заметен, узнавался.
Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации или в расчете на какую семью данная упаковка создается.
Упаковка и все ее элементы могут вызывать определенные эмоции и ассоциации. Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет в первую очередь привлекает внимание.
Цвет – самый активный эмоциональный фактор, который воздействует на физиологическом уровне. Цветовые предпочтения связаны с традициями культуры. Существует такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке.
Шрифт – одна из важнейших составляющих дизайна упаковки. Он имеет свои способы эмоционального воздействия: своим начертанием может вызвать ассоциации со временем своего создания и наиболее частого использования. Необходимо использовать не более трех шрифтовых гарнитур одновременно на одном изделии. Шрифт по стилю должен соответствовать дизайну упаковки.
Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном или ассоциативном восприятии. Моторные – это острый шрифт или округлый, различного наклона и т.д., а ассоциативные – связаны с историей развития человеческой культуры.
На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать эффект фактуры поверхности. Сама надпись издалека может складываться в изображение.
Шрифтовая композиция зачастую выступает платформой для создания экстравагантных лимитированных серий упаковок (сок Rich), или становится основным маркером ностальгической стилистики (конфеты «Комильфо», сок «Одесский», пиво «Жигулевское»).
При определении общей типографики упаковки важно соблюдать удобочитаемость шрифтов, установить их иерархию, выбрать ведущий шрифт, которым будет выполнен слоган, идея, само наименование продукта или другие значимые элементы, и информационные шрифты, которые будут использоваться для более детального описания товара, обязательной информации, размещаемой на этикетке или упаковке. В силу исторически сложившихся особенностей использования некоторых шрифтов потребители имеют уже устоявшуюся эмоциональную связь с рядом шрифтов. Дизайнеры это учитывают, чтобы помочь визуализировать уникальность продукта.
Декоративные, в том числе орнаментальные, мотивы на упаковке помогают усилить эмоциональное воздействие, привлечь внимание, обеспечив возможность лёгкого узнавания среди десятков и сотен других.
Выбор композиционных средств в упаковке зависит от замысла. Для передачи ощущения стабильности и надежности часто используется симметричная, уравновешенная композиция. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп.
Прошли времена, когда в продуктовых магазинах господствовали обезличенные формы: все напитки продавались в одинаковых бутылках, конфеты в стандартизированных коробках, сметана – в одинаковых баночках и т.п. Сегодня нашему вниманию представлено огромное многообразие геометрических форм, материалов, различных удобных приспособлений (упаковки с дозаторами, мерными крышками, пульверизаторами и т.д.). Это в равной степени обусловлено как обострившейся борьбой за внимание потребителя и повышение продаж, так и развитием упаковочного оборудования, предоставляющим разработчикам широчайший выбор инструментов для воплощения любых даже самых смелых и оригинальных дизайнерских идей.
Оригинальная форма действительно является действенным элементом брендинга: доносит коммуникационную идею марки, раскрывает её позиционирование, привлекает внимание, обеспечивает узнаваемость бренда, подчеркивает полезные свойства, делает продукт более удобным в эксплуатации.
Дизайн упаковки – это первое, на что обращает внимание покупатель, поэтому очень важно с помощью графических средств, шрифтов, цвета и формы наилучшим образом донести до потребителя необходимую информацию, прорекламировать товар и создать адекватный коммуникативный канал. Кроме того, очень важно, чтобы упаковка соответствовала образу торговой марки и имиджу товара.
Производители упаковки в настоящее время все шире используют услуги дизайнеров, так как прекрасно понимают, что иногда минимальное улучшение дает хорошую прибыль. Хорошо известные в советское время молочные бутылки с крышечками из фольги – прекрасный пример экологического подхода к упаковке. Форма бутылки была стандартизирована, их сдавали и вторично использовали. Этикетка отсутствовала, так как вся необходимая информация о товаре наносилась на крышечку. Здесь уже применялось цветовое кодирование: кефир обозначали зеленым цветом, ряженку малиновым, топленое молоко – желтым и т.д. Эти тенденции активно применяются и в наши дни.
Упаковка и ее реклама, их информативные качества, знаковые системы, визуальная информация направлены на то, чтобы вызвать определенную реакцию человека. Следовательно, дизайн упаковки может выполнять и воспитательную функцию.
Дизайн не стоит на месте, а развивается согласно интересам и потребностям общества. Его объекты, как и все произведения искусства, несут на себе печать времени и говорят последующим поколениям о уровне технического прогресса и социально–политического устройства общества.
Как показывает статистика, упаковка увеличивает объемы продаж продукции на 5-10%. Размеры, форма, конструкция, цвет, шрифт, название и элементы художественного оформления должны подчеркивать особенности каждого конкретного товара или его производителя. Удачное сочетание всех этих элементов будет являться важным фактором успеха при выводе товара на рынок. Человеку, покупающему товар, свойственно в первую очередь обращать внимание на рекламно-графическое решение упаковки, на характер помещенной информации о содержимом коробки или какой-либо другой упаковочной продукции. Оформление упаковки должно строится с учетом многообразия противоречивых интересов людей, их вкусов и потребностей.
Потребитель обычно планирует покупки, однако, охотно приобретает понравившиеся товары, даже если они не стоят первыми в списке необходимых. Основным принципом при создании упаковки может служить правило: реклама, предназначенная для потребительской массы, должна легко и удобно восприниматься, быть «читабельной», поэтому дизайнер в своей работе должен прослеживать устойчивую четкую связь «человек – товар». Ни для кого не секрет, что активное психологическое воздействие художественно выразительной рекламной упаковки приводят к увеличению числа импульсивных, незапланированных покупок.
Продуманное выразительное рекламное оформление упаковки значительно расширяет ее функции, ее роль не ограничивается утилитарным назначением предохранять содержимое от порчи при транспортировке и обеспечивать хранение товара. Упаковка становится основным источником о информации товаре, активным средством привлечения внимания покупателя, помогает легко ориентироваться в ассортименте.
Таким образом, очевидно, что инженерное и дизайнерское формообразование неразрывно связаны друг с другом. Эта взаимосвязь прослеживается и на уровне ключевых понятий. Инженерное формообразование рассматривает решение объемно-пространственной структуры конструируемого изделия с позиции научных направлений механики, стандартизации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиции красоты, гармонии с помощью основных средств художественной выразительности.
Список литературы:
http://www.whim.ru/dizain-upakovki
http://www.upakovano.ru/articles/987
3. http://www.advertology.ru/
4. http://www.sostav.ru/news/2009/03/02/3r/
5. Сокольников Ю. Все об упаковке. 2001 г. // Электронный ресурс. —  Режим доступа: http://www.bookarchive.ru

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели