Responsive Ad Area

Share This Post

Дизайн / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников / Творческий ВУЗ

Исследование исторических и современных тенденций дизайна упаковки

Исследование исторических и современных тенденций дизайна упаковки
Автор — Искра И.С., аспирант МГГУ им М.А. Шолохова

O3_LjKD6NPg (1)

История упаковки почти такая же древняя, как и история материальной культуры человечества. В своей первоначальной функции упаковка предназначалась для транспортировки и хранения продуктов. Развитие торговли привело к появлению ремесленных клейм, товарных знаков, ярлыков и этикеток. Во времена промышленной революции упаковка и ее оформление становятся способом продвижения товара на рынке и инструментом конкурентной борьбы за внимание покупателя.
Упаковка может поведать интересные истории о своих создателях, эстетических идеалах и культурных событиях эпохи. Отдельные образцы упаковки являются самостоятельными произведениями искусства.
Одно из древних изображений датируется 750-м годом до н.э. на нем видно, как ассирийские купцы перевозят товары на вьючной лошади. За последние 200 лет упаковка превратилась из обычного контейнера для продукта (изделия) в важнейший элемент общего дизайна последнего. В качестве примера можно назвать переход в расфасовке кетчупа от простых стеклянных бутылок к многослойным упаковкам из специальных полимерных материалов. Их высокие барьерные свойства относительно кислорода позволили обеспечить увеличение срока годности кетчупа.
Развитию упаковки способствовали и требования военных. Так, к примеру, консервы появились во Франции в эпоху Наполеоновских войн, а недостаток жести для производства жестяных консервных банок во время первой мировой войны привел к упаковке различных пищевых продуктов, в частности мягких сыров, в тару на основе бумаги и картона. После второй мировой войны резко возрос спрос на расфасованные пищевые продукты и, соответственно, на услуги в области фасовочно-упаковочных операций, что существенно расширило диапазон применяемых упаковочных материалов и конструкций упаковки. Все это стало возможным благодаря достижениям в области пищевой науки и технологий, упаковочных материалов и оборудования.
Возникновение упаковочного дела, каким мы знаем его сегодня, можно проследить вплоть со второй половины девятнадцатого столетия, когда промышленная революция вызвала громадные изменения в обрабатывающей промышленности. Только в 1861 году отменено крепостное право, и Россия вступила на путь капиталистического развития со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства, возросшая грамотность населения совпали с прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве – модерном. Соединение графического модерна с литографией сравнивают с взрывом небывалой мощности, оборвавшим вялую эволюцию в рекламе». До появления стиля модерн в России преобладал Русский стиль, да и после на протяжении нескольких лет они шли параллельно, не контрастируя, а дополняя друг друга.
Русский стиль (вторая половина XIX века) характеризуется приветствием всего русского и народного. Согласно господствовавшим тогда вкусам, представление о красоте здания, вещи, книги, упаковки связывалось с их украшением. Ценилась только форма, покрытая декором. И когда художники, работавшие в русском стиле, обращались к историческим прототипам, они главным образом присматривались к их декору, орнаментальному наполнению. Известны оформительские работы знаменитых мастеров русского стиля – Виктора Васнецова, Ивана Билибина. Эти люди поднимают декоративную работу на один уровень с остальными видами искусства.
Стиль модерн (конец XIX — начало XX века). В модерне развивается и становится господствующим принцип стилизации. Технологии этого периода уже позволяли запаковывать продукты в герметичную и гигиеничную тару, т.е. в жестяные консервные банки.
Широко использовались в качестве упаковки также картонные коробки (легкие, на них хорошо наносится печать). В это же время широкое применение нашли и металлические коробки, в них упаковывали товары подверженные порче, такие как бисквиты и кондитерские изделия. К началу двадцатого столетия технология производства продвинулась достаточно далеко, чтобы обеспечить получение металлической тары почти любой конфигурации или формы.
Промышленный рост и конкуренция заставляли производящие фирмы придумывать все новые сюрпризы для покупателей. Это было и разнообразие форм упаковок, их графическое оформление, вкладыши открытки, книжечки-пробнички для парфюмерии, оригинальные бумажные ярлычки для лекарств и многое другое. Прилавки в больших городах пестрили разнообразием товаров в заманчивых упаковках. Одной из таких видных фирм, изготовляющих сладости, была «Товарищество Абрикосов и сыновья». Дело господ Абрикосовых основано было еще в 1874 году и к 1882 году достигло большого размаха. По разнообразию вырабатываемой продукции «Товарищество Абрикосов и сыновья» занимали первое место среди всех кондитерских фабрик России. На них производились конфеты, варенье, шоколад, мармелад, пастила, фрукты в сахаре, пироги и пирожки, а также разнообразные печенья. Чтобы перевозить этот хрупкий товар требовалась хорошая упаковка.
Упаковка должна была «продавать» товар, воздействуя на покупателей формой, цветом, рисунками и, конечно, текстом, как бы подчеркивая особенности каждого конкретного товара или его производителя. Поэтому упаковочному оформлению уделялось самое пристальное внимание.
Оформление упаковки зависело от стоимости товара. Для высокосортных дорогостоящих продуктов применялась добротная упаковка, оформленная с большим художественным вкусом, — она служила, в известной мере, символом высокого качества изделия.
В оформлении парфюмерной упаковки в стиле модерн преобладали мотивы природы во всем ее многообразии и красоте. На флаконах с духами и одеколонами, пудреницах, баночках для кремов были стилизованные изображения животных, птиц, насекомых и цветов. Растительные орнаменты в парфюмерном дизайне как нельзя лучше отражали саму суть продукции.
На знаменитых стекольных заводах братьев Грибковых и заводах Ивана Ритинга изготавливались утонченные флаконы для ведущих парфюмерных компаний России: «Брокар и К», «А. Рале и Ко», Александра Остроумова, Русско-французского акционерного товарищества «Модерн» и др. В разработке самой дорогой парфюмерной упаковки конца XIX — начала XX века также принимали участие ведущие ювелирные фирмы Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Якова Мишукова.
В кондитерской упаковке, стиль модерн прослеживается в оформлении продукции фирм «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей», «Товарищество Эйнем», «ССу и К» и др. Фантики для кондитерских изделий в стиле модерн часто содержат сюжеты, взятые из театральных постановок и мифологии. Такую упаковку создавали на фабрике «Торгового Дома А.Ф. Постников и Ко», в типографии «Товарищество Типо-Литография И.Д. Худякова» и др. Российский фантик конца XIX – начала XX века был одним из лучших в мире, как по графическому оформлению, так и по качеству печати, но имена художников упаковки хозяева кондитерских фабрик держали в секрете, опасаясь что конкуренты смогут их переманить.
Для того чтобы еще больше привлечь внимание москвичей к своей продукции фирмы прибегали к небольшим хитростям. Например, «Товарищество Эйнем» вкладывало в упаковочные коробки, которые отличались разнообразием форм, цвета, фактуры и выделялись особой оригинальностью и красочностью, открыточки с рекламой продукции фирмы. Как правило, на этих открытках все виды товаров демонстрировали милые и очаровательные белокурые «мальчики-херувимчики» или «девочки-дюймовочки».

Часто использовались изображения домашних животных – кошечек, собачек. Все эти милые изображения возбуждали воображение покупателя и как бы возвращали его в детство. Но особенной популярностью такие открытки-вкладыши пользовались у детей. Дети буквально заставляли своих родителей покупать разный товар фирмы для того, чтобы собрать целую серию этих картинок, а, если повезет – получить подарок от фирмы. Каждая фирма имела собственные открытки-вкладыши и обладала авторскими правами на них. Нарушение авторских прав преследовалось по закону.
Как оригинальная красочная упаковка использовались также и фантики для кондитерских изделий. На фантиках были изображены отдельные рисунки или целые сюжеты, взятые из театральных постановок, из мифологии и т.п. Для создания такой упаковки работали целые фабрики. Например, для Д.И. Филиппова (сына известного владельца хлебного магазина на Тверской улице), имевшего собственную фирму «Филиппов Иван и наследники», выпускала фантики фабрика «Торгового Дома А.Ф. Постников и Ко». Фантики изготовляли также и типографии. Например, для «Товарищества Д.И. Травникова и С-ми» – их создавали в типографии «Товарищество Типо-Литография И.Д. Худякова».
Покупатель относился с доверием к красивым оригинальным упаковкам. Поэтому предприниматели считали целесообразным тратить деньги на повышение эстетического уровня оформления упаковок и этикеток товаров широкого потребления.
В СССР в условиях абсолютной национализации промышленности и сельского хозяйства отсутствия конкуренции, плановой экономики и распределительной системы, потребительская упаковка в 20-е гг. XX века утрачивает свое значение и основные функции.
Подлинным началом нового этапа в российской рекламе стали работы творческого дуэта «реклам-конструкторов Маяковский-Родченко». Это был этап новой визуальной культуры, целиком базирующийся на эстетике конструктивизма.
В СССР над созданием упаковки работали художники комбината «Союзпродоформление» и отделов некоторых крупных предприятий (таких как кондитерская фабрика «Красный октябрь»), сотрудники специальных художественно-конструкторских бюро при отраслевых организациях «Легпром», «Легмаш», а также члены секции «Промграфика» при союзе художников РСФСР и др. Основная часть проектов для регионов выполнялась талантливыми дизайнерами Москвы и Ленинграда, которые создали лицо советской упаковки и определили развитие этой отрасли на десятилетия вперед.

В 1930-50-е годы разрабатываются единые государственные стандарты на форму выпуска и упаковку многих товаров. Например, «Русские» и «Сибирские» пельмени, конфеты «Мишка Косолапый» и «Красная Шапочка», шоколадки «Сказки Пушкина» и «Аленка» изготавливались и продавались в одинаковой упаковке всюду от Москвы до самых дальних регионов.
С конца 50-х гг. покорение космоса – излюбленная тема оформления упаковки парфюмерии и конфет. Когда понадобилось упаковать еду для космонавтов, стали использовать тюбики и тубы. Продукты в них находились в пастообразном состоянии: борщ, творог, кофе и др. Много упаковочных технологий, придуманных для космических экспедиций, стали использовать повсеместно. Например, блистерную упаковку для таблеток, йод, запакованный как фломастер.
В 1967 г. в СССР был утвержден государственный знак качества, который присуждали лучшим товарам и ставили на упаковку. В разработке этого знака принимал участие В.C. Акопов. В работе графической секции сотрудников ВНИИТЭ упаковка начинает рассматриваться как часть фирменного стиля.
В 1960-е и 70-е годы наблюдается отход от социалистического реализма в сторону модернизма. В упаковке он проявлялся в стремлении к лаконичными композициям, чистоте цвета и формы, желании убрать перегруженность деталями, орнаментом, декором.
Зарубежная упаковка. В странах Западной Европы, США, Канады и Японии в 50-70-е годы XX века все более ясно понимается роль дизайна упаковки в повышении качества продукции, в создании фирменных стилей.
1980—1990 годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей.
Можно отметить, что мир погрузился в единое дизайн-пространство. Выработаны общие принципы создания логотипа: он должен быть графичным, легко запоминающимся, тематически выверенным и отличающимся от других. Утверждены стандартные типы упаковок, например, алюминиевые банки для напитков, пластиковые бутылки, стандартизированы и виды картонной тары. Рекламисты используют одни принципы дизайна графической рекламы. Многие из работ графического дизайна выполняются теперь на компьютерах в одних и тех же программах.
Решающее влияние на эклектичное графическое оформление упаковки 1980-1990-х оказали новые компьютерные технологи. Дизайнеры стараются продемонстрировать всю палитру открывшихся им возможностей, используя красочные фото-коллажи, градиентные заливки, объемные падающие тени и эффекты цветного свечения под предметами и надписями, сложные текстуры и другие эффекты. В развивающемся сегменте элитной упаковки популярность приобретают дорогие технологии полиграфической отделки: тиснение золотой и серебряной фольгой, выборочное лакирование, использование новых текстурированных материалов и др.
Технологии производства упаковки постоянно совершенствуются, обеспечивая расширение ее потребительских свойств. Современные возможности печати позволяют создавать эксклюзивную и подарочную упаковку с различными типами отделки и имитацией старинных техник.
В конце XX – начале XXI века идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций.
В стоимости любого реализуемого товара затраты на упаковку составляют 3-5%, а в отдельных случаях доходят до 50-70% и более. Поэтому внимание к упаковочной индустрии в странах с развитой экономикой не случайно. В этих странах, в частности, производятся высокотехнологичные машины и оборудование для упаковочной индустрии. Даже такие страны, как Китай, Индия, Турция предлагают свои услуги по поставкам упаковочного оборудования во всем мире, хотя ранее в этих странах такое оборудование никогда не производилось.
Говоря об истории упаковки, можно сказать что она всегда играла важную роль в жизни человека. Уже на ранних этапах своего развития в упаковке были важны материал, конструкция и внешний вид. Успех товара на рынке обусловлен далеко не одним только внешним видом. Существенное влияние оказывают и национальные особенности в дизайне упаковки. Упаковка — это культурное явление и потому зависит от особенностей культуры конкретной страны.
Литература
Журнал «Тара и упаковка», № 1-4, 2000-2014 гг.
Актуальный дизайн. Упаковка 01. – М.: РИП – Холдинг, 2009. –192 с.
Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве: учебное пособие для студ. – М., Гардарики, 2006.
Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики дизайна упаковки в процессе подготовки дизайнеров в вузе // Вестник ОГУ №9 (128), сентябрь, 2011. – С.130-137.\
Компания СИМПАК. История упаковки // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.simpak.ru/for-clients/info/istoriia-upakovki/

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели