Responsive Ad Area

Share This Post

Пленеры / Публицистика

Крым и его легенды

Крым и его легенды
Автор — М.К. Астафьева, методист ГБОУ ДПО «Центр непрерывного художественного образования», исполнительный директор МТОО «Союз педагогов-художников», главный редактор Международного сетевого образовательного журнала ART TEACHER

imgbig.php

Логотип1

«Добрый день! К Вам обращается общественная организация «Русская Община Феодосии». Мы с большим интересом ознакомились с Положением I Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей».  Дело в том, что впервые в Феодосии с 1 октября 2014 года прошел Городской конкурс детского и юношеского творчества «Традиции народов Крыма», посвященный Дню народного единства. Этот праздник также празднуется нами впервые в составе Российской Федерации. Организатором конкурса стала «Русская Община». В конкурсе приняли участие воспитанники детской художественной школы имени И.К. Айвазовского (г.Феодосия), детской художественной школы имени М.А. Волошина (пгт. Приморский) и изостудий города.
Главным требованием конкурса было использование участниками в своих работах знание легенд, сказок и мифов народов Крыма, ведь на территории полуострова на протяжении тысячелетий проживали и живут сейчас представители разных национальностей, уважая обычаи и традиции друг друга. Дети активно включились в работу. В оргкомитет поступило около ста работ, выполненных в разной технике.  По оценке жюри, в состав которого входили преподаватели художественных школ, все работы были интересны по разнообразию прочитанного материала и техникам исполнения.  В трех возрастных группах определены победители. Ознакомившись с Положением I Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей», решили обратиться к Вам с просьбой дать возможность принять участие в конкурсе работ победителей. Хотя, может быть, тема данного конкурса ограничена алжирскими сказками?
Будем благодарны Вам за ответ!»
Именно с такого письма от секретаря Русской общины Феодосии Татьяны Голуб и началась удивительная история о легендах Крыма, которая, как я надеюсь, станет интересна многим из вас, уважаемые читатели нашего журнала. Именно в этот день, перед тем, как прочитать письмо, мы вместе с Валерием Евгеньевичем Егошкиным обсуждали дальнейшие планы. Ведь конкурс по алжирским сказкам скоро закончится, работы победителей станут иллюстрациями к книге сказок, которая, как планируется, выйдет с тиражом в 10000 экземпляров… а что дальше? А дальше нужен новый конкурс. Можно взять один из регионов России — Татарстан, Чечню или Удмуртию, национальные сказки — весьма интересный материал… А, может быть, Крым? Это и актуально сейчас, и интересно с точки зрения исследовательской работы — рассуждали мы. А вечером, как будто в подтверждение мыслей, получили это письмо.
… Татьяна встретила меня в Симферопольском аэропорту  — и как-то сразу, легко и просто, сняла внутреннее напряжение. Всё-таки тем, кто побывал в Крыму хоть раз за предыдущие двадцать лет, очень трудно избавиться от странного чувства «раздвоения личности» — самого Крыма. Ощущение русскости здесь было всегда — но гривны и точки над «i» повсеместно и предельно чётко подчёркивали: теперь вы здесь гости, и вот только не нужно этих рассказов о крови сотен тысяч русских солдат… Это «просто история». Что ж, история и сейчас просто повернула колесо. К вопросу о том, кто его повернул — Татьяна начинает рассказывать о том, как Русская община жила и при Тимошенко, и при Ющенко, и не только в Феодосии; и как неспокойно было, но каждый верил и надеялся. О том, как гордились Севастополем в те мартовские дни, и как радовались, когда поднялся весь Крым. Рассказала, что из Феодосии почти никто не уехал — даже генералы, отправившиеся было после всех событий в Киев, вернулись потом к своим семьям и теперь, что ж поделать, приучаются к новой жизни. В разговоре пропадает ощущение неловкости — не хочется чувствовать себя «завоевателем»; и понимаю, что такого отношения здесь нет и не будет.
Въезжаем в город — и уверенность в том, что теперь здесь всё по-другому, крепнет. Георгиевская лента, триколор и русский язык — главные тренды в оформлении вывесок, витрин и рекламы; патриотические плакаты отсылают к советскому прошлому; но не только они. Уже позже, пройдя по бульвару Ивана Франко к Киевской улице, поймала себя на мысли о том, что если убрать немногочисленные новостройки и прилепившиеся к старым домам ларьки и магазинчики — как и не было тут этих двадцати трёх лет… всё осталось прежним, тихо пылилось и разрушалось — дома, набережные, дороги. Никто властной рукой хозяина не захотел преобразить город, превратить его в сад или, на худой конец, просто в современную столицу региона. Что ж, посмотрим, что будет дальше.
Вместе с Татьяной отправляемся в Госсовет — на встречу с Натальей Андреевной Лантух, заместителем председателя Комитета Государственного Совета Республики Крым по образованию, науке, молодёжной политике и спорту. Наталья Андреевна — удивительный человек: в те самые, «ющенко-тимошенковские» времена она стала одним из инициаторов и организаторов в Крыму Международного фестиваля «Великое русское слово». (обязательно посмотрите ссылку — эта работа достойна восхищения: иногда кажется, что русский язык и в России так не берегут…).
Мы обсуждаем дальнейшие планы — о создании в Крыму отделений Союза педагогов-художников, о конкурсе по крымским сказкам, о проведении в рамках Фестиваля, который ежегодно проходит с 6 по 12 июня, международного пленэра для детей и педагогов-художников… что-то подсказывает мне, что этим планам суждено сбыться; слишком велика сила притяжения и взаимной радости общения. Спасибо за тёплый приём!
Я прощаюсь — в Симферополе у меня ещё одна важная встреча: с директором Симферопольской художественной школы, заслуженным работником культуры АР Крым Ильёй Даниловичем Бороховым. Случается излюбленное мной событие — экскурсия по кабинетам школы, увлекательный рассказ о её истории и современности, беседа за чаем о том, как меняется жизнь.

 

В 2011 году Симферопольская Детская Художественная Школа отпраздновала свой юбилей – щестьдесят пять лет. История школы ведется даже не с официальной даты основания – 1936 года: и ранее в крымской столице существовали две студии Николая Семеновича Самокиша. В одной из них Мастер работал с детьми. Собственно слияние этой студии с детской мастерской при Доме народного творчества и стало официальной точкой отсчета жизни Симферопольской детской художественной школы. За эти 65 лет было немало перемен: адресов, руководителей, педагогов. Сейчас ДХШ находится на Февральской улице, в доме № 3, в старинном особняке XIX века — «Дом пекаря Сердечного», который является памятником архитектуры. В школе обучается больше 350 детей. Илья Данилович рассказывает о своих учениках, коллегах-педагогах, недавнем посещении Москвы: жизнь в школе идёт своим чередом, как будто ничего не произошло… потому, что традиции её заложены не сейчас, и не в эту двадцатилетку, а много раньше, когда не делилось ничего на своё и чужое…
Об этом же мне — позже — рассказывает и директор Севастопольской детской художественной школы, окончивший в своё время Московский государственный заочный педагогический институт, заслуженный работник культуры Украины Александр Николаевич Бурцев. Школа — удивительная: для работы у педагогов фактически — две аудитории; многие занятия проходят совместно, как между классами, так и между предметами. Это отнюдь не мешает — а, наоборот, помогает, как считают педагоги: слушать и слышать друг друга, учится у лучших, делать коллективные работы. Ими школа гордится — каждый год здесь создаются потрясающие коллективные панно.
А живописные и графические работы учеников школы (их можно посмотреть здесь) выдержали уже немало выставок и изданий в каталогах — благодаря своеобразным традициям, заложенным первым директором школы, здесь — особое отношение к цвету, тону и композиции, благодаря чему школа выпускает практически готовых художников, со своим, свежим и ярким взглядом на жизнь.
«Севастопольская художественная школа была основана в 1961 году. Её первым директором был талантливый педагог, эмоциональный, влюблённый в искусство человек – Е.А.Кольченко. Вместе со столь же талантливыми и увлечёнными своим делом коллегами-единомышленниками (Т.С.Мажаровой, С.А.Арефьевой, М.М.Гурьевым, В.В.Яковлевым, Э.А.Арефьевым) он создал не просто школу, где только учат рисовать, но и замечательную творческую атмосферу, которая сохранилась в ней до сих пор. Требуется большое педагогическое мастерство и интуиция, чтобы распознать индивидуальность ученика, и, не подавив её, дать профессиональные навыки каждому. Несмотря на все трудности, в «Художке» царит доброта, ребят учат видеть прекрасное, мечтать и фантазировать, слушать друг друга, размышлять о далеко не безмятежной современной жизни, читать замечательные книги. Вероятно поэтому, почти все нынешние педагоги во главе с директором А.Н.Бурцевым – З.А.Гурьева, Е.Г.Сопова, А.В.Дрич, Е.В.Смолий, М.В.Старосельская, Ю.Б.Константинова, В.В.Либа – тоже выпускники этой школы»
Эта цитата из истории  школы понимается особенно глубоко после прочтения воспоминаний учеников о Евгении Андреевиче Кольченко. Пожалуйста, скачайте и прочтите книгу «ТОЛЬКО МОРЕ И ХУДОЖКА» о первом директоре школы — это один из уникальных примеров великой роли подвижников — педагогов-художников. А благодаря Александру Николаевичу Бурцеву сегодня школа живёт полной жизнью, и ей теперь обещают построить новой здание. В котором планируется обязательно сделать пару больших, «общих» аудиторий — для сохранения хорошей традиции совместных занятий…
Вот такие современные крымские сказки, были и легенды мне удалось собрать — и хочется посвятить этому собирательству ещё немало дней и статей. Не хочется завершать свой рассказ банальным — теперь «Крым наш», потому что кажется — никуда он и не уходил, всё тут своё, родное… Но, безусловно, хочется сказать всем — до встречи на крымских берегах; пусть это станет нашей общей доброй традицией.

Share This Post

1 Comment

  1. Объёмные работы потрясающие! И в целом очень позитивное настроение от статьи. Спасибо, Марина

Leave a Reply

Перейти к верхней панели