Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Живопись / Конференции / Мастер-классы / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / Художественная школа / Школа искусств

РОЛЬ МАСТЕР-КЛАССОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ДШИ В УСЛОВИЯХ ФГТ.

РОЛЬ МАСТЕР-КЛАССОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ДШИ В УСЛОВИЯХ ФГТ.
Автор — Колеватых Е.С., преподаватель МБОУК ДОД ДШИ № 10, г. Екатеринбург
Приходя на урок, наши дети обычно знают, что их сегодня ждет. Это будет старый добрый натюрморт. Педагог еще раз расскажет знакомые уже задачи и цели работы, а в процессе работы лишь будет направлять учеников в нужную сторону. Так учили нас, так учим и мы, и наверняка будут учить и новые поколения. Это основа нашего учебного процесса. Так мы постигаем азы будущей профессии, осваиваем её техническую сторону и стремимся к самосовершенствованию.
Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства. Не забудем также, что ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
— выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
— приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
— приобретение детьми опыта творческой деятельности;
— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Мы помогаем детям приобретать те навыки и умения, что помогут им в будущей творческой жизни, но не всегда мы успеваем рассказать будущим художникам обо всём художественном многообразии, которое нам хотелось бы им показать.
В нашей школе мы расширяем и усложняем творческий рабочий процесс, чтобы периодически давать творческий импульс, удивлять и пробуждать инициативу наших учащихся. Ведь даже у художника бывают такие моменты, когда ему кажется скучным и нудным процесс обучения. Ребенок начинает прогуливать, думая: «Я все успею, чего там долго рисовать…»
Такого конечно же не должно быть в нашем процессе обучения, ведь искусство – это полет, это наслаждение, это воплощение своих эмоций и всплеск фантазии. Не хотелось бы, чтобы творческий процесс превращался только лишь в правильное методическое выполнение указаний педагога.
Наши дети должны с трепетом относиться к своей работе, с любовью нанося каждый мазок. Только через любовь к своему собственному труду будет рождаться настоящее искусство.
Поэтому в ходе образовательного процесса так необходимо учащимся творческое разнообразие, которое направлено на следующие цели:
1. Объединение и сплочение детского коллектива;
2. Приобретение навыков работы в группе или паре, когда необходимо соблюдать единый живописный стиль, ритм и технику. Это один из важных моментов, который пригодится нашим будущим художникам в профессиональной деятельности, если когда-нибудь они будут работать над монументальной росписью.
3. Познание новых граней искусства, освоение новых техник и испытание своих творческих возможностей.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности школа создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства, организует творческую деятельность обучающихся путем проведения творческих мероприятий, в том числе мастер-классов.
В нашей школе разработана и постоянно осуществляется целая серия мастер-классов, нацеленных на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Художественные техники, не включённые в учебную программу предпрофессиональной подготовки, но востребованные в дальнейшей творческой жизни, преподаются учащимся в виде мастер-классов, после которых все полученные навыки дети смогут применить в самостоятельной творческой работе, а также продолжить самосовершенствоваться в понравившейся технике.
Один из важных аспектов мастер-классов – это необычная форма работы с детьми. Это отход от традиционной формы урока. Часто мастер-класс – это совместная работа учащихся и педагога, когда ребенок не только слышит, но и может попробовать свои силы в реальном «делании». Таким образом, появляется отношение к педагогу как к старшему товарищу, когда ребенок осознает, что искусство – это увлекательный многогранный процесс, который невозможно познать за день, но так интересно шаг за шагом открывать для себя ступеньки будущей профессии.
В процессе мастер-класса педагог может выявить более одаренных детей, которым именно эта, изучаемая техника позволяет раскрыть свой талант живописца или графика. И уже через этот ключ к ним можно найти особый подход, для их дальнейшего развития и движения в нужном русле.
Дети приобретают новые знания и открывают новые художественные техники, которые не всегда охватываются в учебном процессе. Как показывает практика, мастер-классы очень нравятся детям, и именно после таких занятий у учащихся открывается второе дыхание, потребность в рисовании и изучении новых техник рисования. Дети стремятся уже самостоятельно работать в понравившейся технике. Главная задача педагога здесь – заинтересовать ребенка и дать ему возможность для самостоятельного самосовершенствования.
Еще один из важных аспектов – это перенимание опыта педагога, общение с ним. Педагог не только раскроет перед детьми новые грани искусства, расскажет секреты новой техники, даст советы, но и объяснит реальное приложение в жизни того или иного знания.
Связь того, что мы делаем на уроках с реальной жизнью и творческой профессией очень важно для наших учащихся; они видят результат, и могут наметить цель, постепенно к ней приближаясь. Очень важно для ребят знать, что все занятия искусством – это не трата времени, это самосовершенствование и постепенное превращение ребёнка в профессионального художника. Система конкурентности в творческой среде подталкивает учащихся к открытию новых граней искусства и поиску себя в этом мире. Поэтому именно система мастер-классов дает учащимся многообразие выбора и самоопределения.
В нашей школе мастер-классы всегда соприкасаются с историей искусства. На занятиях мы не только постигаем основы творческой профессии, но и прикасаемся к культурным ценностям народов мира, разных стран и эпох. В общении и диалоге с педагогом учащиеся закрепляют знания ,полученные на истории искусств, но уже на практике и в непринужденной обстановке.
В нашей школе система мастер-классов постоянно расширяется и развивается.
Мастер-класс «Пишем маслом. По следам голландских мастеров».
Масляными красками учащиеся начинают писать только лишь на старших курсах в художественном училище, но, тем не менее, мы посчитали, что эту технику можно предложить и нашим ребятам — для первого знакомства.
Мастер-класс был посвящен голландским мастерам разных эпох. Учащиеся выполняли копии с работ великих художников. Работа была организована следующим образом: учащиеся первого класса были объединены в одну группу, и каждый из них самостоятельно смог попытаться намешать нужный цвет и положить его на холст. Предварительный рисунок был нанесен на холст педагогом заранее. Работа с детьми начиналась со знакомства с масляными красками – их особенностями, свойствами и названием. Особенное внимание уделилось порядку выкладывания красок на палитру, чтобы ребята уже сейчас привыкали не к хаотичному расположению цветов, а к определенной системе, которая в будущем поможет им создавать необходимые цвета, даже не глядя на палитру.
Следующим шагом было знакомство с первыми мазками на холсте, которые педагог положил в разных местах, задавая ребятам тон и цвет, помогая им таким образом уже самостоятельно добиваться подобного результата.
Ребята были объединены в группы, у каждого была своя задача, ребята самостоятельно поделили их между собой: кто-то решил писать фон, кто-то волосы, кто одежду, кто лицо. Каждый вложил свой вклад в общий труд, стараясь подобрать тот же цвет, что и его товарищ, и подражать технике живописи автора работы.
Учащиеся 3 и 4 классов работали над более сложным заданием – пытались создать копии работ Ван Гога. Работали ребята в парах. Такая практика была организована для того, чтобы наши дети умели договариваться между собой, находить общий язык и работать совместно над одной работой. Учащиеся также самостоятельно делили фронт работ, контролируя качество работы друг друга.
Эта система общего труда над одним произведением очень полезна не только в коммуникативном плане, но и практическом, когда необходимо соблюдать единый стиль, подстраиваясь в данном случае под исполнение оригинальной техники голландского мастера.
В итоге все дети были довольны и горды своим результатом. Практически все взяли у педагога список материалов для масляной живописи, подробно расспросив еще раз об особенностях масляной живописи. Более половины учащихся купили маслянные краски для самостоятельной творческой деятельности, и позднее приносили в школу результаты своего труда.
Мастер-класс «Пишем маслом с помощью мастихина».
В продолжение темы масляной живописи, мы дали нашим детям попробовать следующую новую для них технику живописи — мастихином. Это более оригинальная, современная техника, необычная по своим свойствам и создаваемой фактуре.
Главная задача этого мастер-класса – это комбинация цветовых гамм, продолжение изучения свойств цвета и маслянных красок. А также коммуникативный результат – укрепление коллективных связей и умений самостоятельно организовывать свою работу.
Учащиеся с успехом освоили новую технику живописи, работая над картинами в парах.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что ребята ждут мастер-классов с нетерпением, с удовольствием работают в парах, не отвлекаются на разговоры и забывают о переменах. После мастер-классов обычно наблюдается всплеск самостоятельных творческих работ.
Таким образом, мы помогаем детям приобретать новые знания, умения и художественные навыки для создания и выполнения творческой работы.
С помощью синтеза практического искусства и теоретических знаний о культуре у учащихся формируется умение анализировать произведения искусства, воспитывается художественный вкус. А также это показывает юным художникам связь между теорией и практикой, учит их работать с подготовительным материалом и применять полученные знания в своем творчестве. Эти знания им будут необходимы в течении всей творческой жизни.
Подводя итоги наших мастер-классов, хочется отменить высокий уровень заинтересованности детей к таким необычным формам обучения, более близким контактам учащихся с педагогом, умении детей анализировать рабочий процесс и управлять им самостоятельно. Учащиеся заинтересованы в продолжении мастер-классов, им нравится изучать новые техники изобразительного искусства, и сразу же получать удовлетворительный результат своей работы. В процессе мастер-класса дети раскрывают свой творческий потенциал, познают новые грани искусства, вдохновляются для самостоятельной работы и самосовершенствования.
В процессе работы педагог замечает скрытые таланты детей и помогает им раскрыть себя, благодаря этому растет уровень живописной или графической подготовки юного поколения.
В нашей школе мастер-классы для учащихся – это не просто занятие, это увлекательное путешествие в мир искусства, где они вместе с педагогом работают над конкретным результатом. Видя готовый продукт своего творческого труда, учащиеся получают не только новые знания и навыки, но и положительные эмоции, желание создавать новые произведения, что показывает результат работы педагога. Благодарность детей – это важный показатель того, что работа проделана не зря, и является основой, фундаментом для будущего развития творческого потенциала наших учащихся.
Разнообразные формы работы способствуют развитию у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Также приобретаются навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник, умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи.

Share This Post

1 Comment

  1. Очень понравилась ваша идея с мастер-классами, действительно есть такие техники, которые не возьмешь на уроках в силу разных причин. Но меня интересует организационный момент, расскажите пожалуйста на какие средства покупаются материалы, куда потом идут коллективные работы? Или может быть мастер-классы платные и туда входит стоимость материалов? В какое время их проводят, сколько занимает по часам, как оплачивается педагогу?

Leave a Reply

Перейти к верхней панели