Деятельность детской художественной школы в формировании экологического сознания

Деятельность детской художественной школы в формировании экологического сознания
Авторы — Роот Наталья Васильевна, преподаватель МБОУДОД «СДХШ им. В.М.Кириллова», г. Сафоново, Смоленская обл.
роот

Шаповалова Светлана Викторовна, директор, преподаватель МБОУДОД «СДХШ им. В.М.Кириллова», г. Сафоново, Смоленская обл.

шап

Экологическое образование является приоритетным направлением развития современного общества. Повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Сафоновская детская художественная школа им. В.М. Кириллова» привитие учащимся экологической культуры осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности. Экологическая программа, разработанная в школе, объединяет школьников и педагогов, которые не на словах, а на деле любят родную природу, животный мир и хотят сохранить их для себя и потомков. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач представленной экологической программы.
Проект представляет модель культурной работы по формированию у детей экологического сознания и бережного отношения к природе, привлечению серьёзного внимания к детскому творчеству как к носителю достоверной и перспективной информации будущего. Творчество – это большая сила, которая воздействует на людей через эмоции. Основная тема работ участников проект – экология, мир животных и птиц, пейзажи, человек и природа. Дети неравнодушно относятся к этому, развивая свой творческий потенциал. Именно молодая генерация должна принимать участие в стремлении к сохранению богатства живой природы. Многие детские работы украшают залы, в которых проводятся мероприятия, связанные с охраной окружающей среды, являются участниками благотворительных аукционов и используются при создании информационных стендов на территории парков.
Эффективность экологического обучения и воспитания зависит от ряда факторов. Среди них, прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль играет использование наряду с традиционными, инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. В данной работе представлен опыт педагогического коллектива по формированию экологической культуры обучающихся через практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, пленэрах, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов, акциях Добра, организацию внеклассной работы, пропаганду проблемных вопросов через творчество. Рассказывается о направлениях, формах и результатах работы по формированию экологической культуры, о её влиянии на самоопределение обучающихся.
Очень важной формой работы являются акции социальной направленности.
В рамках акции «Дарить свет и радость детям» учащиеся и преподаватели художественной школы ежегодно расписывают прогулочные веранды и игровые площадки детских садов города. Выполняются минибаннеры к городским праздникам. Современные и красочные рисунки позволяют детям очутиться среди сказочных героев и каждый день получать позитивные эмоции.
Цель акции «Мир без отходов» — привлечь внимание жителей к проблемам загрязнения окружающей среды мусорными отходами, формировать гражданскую ответственность за действия человечества на Земле, просветить о способах этичного отношения к окружающему миру, повысить уровень экологической грамотности. Создание декоративных изделий из бросовых материалов – один из маленьких путей в решении большой проблемы. Магазины города не выбрасывают испорченные пластиковые диски и пластиковые прокладки между дисками, а отдают их нам, из них мы вместе с детьми делаем декоративные панно, магниты, витражные мобил — шторы и т.д. Мы продлеваем жизнь предмету. Это важно. Ведь пластик перегнивает в природе более 200 лет! Во время праздников, проводимых в городе Сафоново, детской художественной школе представляют места для творческих мастерских. Преподаватели делают заготовки декоративных изделий из пластиковых дисков с использованием фурнитуры, контуров и витражных красок. Дети имеют возможность творчески доработать и взять домой в качестве сувенира расписной диск.
Акция «Краски — шоу» — это мир сказки, в котором дети могут перевоплотиться в любимых сказочных героев, зверушек. Это мир, который исполняет добрые мечты и наполняет детские сердца радостью и добротой. Аквагрим — это творческие рисунки, которые наносят на лицо гипоаллергенной краской. Преподаватели художественной школы выполняли детский аквагрим во время праздников «Дня города», «Смайлики», «День рождения ОАО «Авангард», «День села».
Маски для детей исполняются яркие, красочные. Можно импровизировать, сочинять маску под наряд, костюм. Для взрослых также можно придумывать маски, и узоры в соответствии с желанием.
Одним из путей повышения качества образования и пропаганды вопросов экологии мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дополнительного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.
Сотрудничество с Центральной районной детской библиотекой — по эстетическому и патриотическому воспитанию, организация совместных мероприятий по произведениям, проведение тематических дней, конференций, конкурсов: «Страна Сафоновия», «Здоровое поколение – богатство России», эколого-краеведческий фестиваль «От малой Родины к большой России».
Взаимодействие с Пожарной частью. Проводятся беседы с детьми в пожарной части № 14. Организовываются совместные мероприятия, конкурсы районного и областного уровня «Спасём мир от пожаров».
Совместно с историко — краеведческим музеем проводится работа по расширению и систематизации знаний о традициях русского народа, предметах быта, народных деревянных и глиняных игрушках. Преподаватели школы проводят мастер – классы по изготовлению глиняной игрушки. В школе детям даётся возможность почувствовать дух старины, прошлого. Учащиеся должны знать и уважать народные праздники и традиции, связанные с ними, историю и развитие народных промыслов.

Чтобы удовлетворить живописный интерес, применить полученные знания на практике в процессе творчества и по-новому воспринять и освоить окружающий мир, обогатить свою эмоциональную и духовную жизнь, открыть для себя новые грани жизни, учащиеся и педагоги школы выезжают на зарисовки,
Проводится работа по улучшению природной среды (благоустройство школьной территории, озеленение классов). Территория школы всегда выглядит чисто и аккуратно. Коллектив школы поддерживает в эстетическом состоянии цветочные клумбы и кустарники. Проводятся субботники и санитарные дни. С жителями частного сектора ведётся работа по содержанию в чистом и эстетическом состоянии территории, по утилизации и выносу отходов, по охране бездомных животных.
Сохранение и использование эстетических ценностей природы на уроках декоративно-прикладного творчества и скульптуры – один из важнейших факторов воспитания культуры человека.
Работа с природными материалами (глина, дерево, засушенные листья и цветы) – это приобщение ребенка к русской народной культуре. Наша школа одна в Смоленской области, которая массово изготавливает игрушку – свистульку, продолжает развивать традиции росписи декоративных изделий.
Природные материалы благотворно влияют и на здоровье детей.
Немаловажную роль в формировании экологического сознания и экологической культуры играют СМИ. Печать, радио, телевидение, дают правдивую информацию о деятельности школы, помогают людям поддержать индивидуальное и общественное сознание на уровне здорового функционирования и несут в себе информационные заряды, порождающие феномены доброты: понимание, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, совесть. Средства массовой информации, освещающие культурную жизнь в художественной школе пропагандируют народное искусство, культуру, народные традиции. Творческие работы, мастер-классы, фото и видеоматериалы размещены на сайтах конкурсов различных уровней в сети Интернет, на сайтах творческих порталов, публикуются в журналах и газетах, освещаются радиостудией ГТРК «Смоленск», местным телевидением.
Заключение.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры человека является единство его экологического сознания и поведения. Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Мы считаем, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:
— знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием;
— стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе;
— интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни;
— высокого интеллекта духовности через мастерство;
— эмоционально-ценностного отношения к экологической среде школы и города;
— доверительных отношений с родителями по развитию познавательной и творческой активности детей;
— школьных традиций.
Свой опыт будем продолжать и в дальнейшей экологической работе, которой на территории предостаточно, особенно в исследовательском плане, также планируем активизировать работу с местным населением, вовлекать представителей разных организаций в акции Добра, шире использовать мониторинг ситуации и др.
Надеемся, что наш опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой.

Оставить комментарий