Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дизайн / Дом творчества / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / очный конкурс педагогов-художников / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / Художественная школа / Школа искусств

ШАРЖ: МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

ШАРЖ: МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Автор — Фёдорова Ксения Леонидовна, аспирант Курганского государственного университета, преподаватель по изобразительному искусству МБОУ ДОД города Кургана «Детская школа искусств имени В. А. Громова»
Шарж как самостоятельный жанр вышел из карикатуры и, благодаря художникам, его разрабатывавшим, получил отличительный набор признаков. Термин имеет «этимологическое родство со словом «карикатура»: французское «charger» (тяжесть, нагрузка), от которого произошла лексема «шарж», тождественно итальянскому «caricare», стоящее у истоков возникновения термина «карикатура». Ввиду общности происхождения терминов и ряда сходных свойств, карикатуры и шаржи нередко объединяют» [18, с. 6-7]. В словарях можно найти следующие толкования термина:
1) «шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-н. с карикатурным подчёркиванием наиболее характерных внешних черт» [13, с. 892];
2) «шарж – разновидность карикатуры: резкое сатирическое или юмористическое заострение, преувеличение характерных черт, сторон, свойств изображаемого лица. <…> В дружеском шарже добродушный юмор преобладает над сатирической насмешкой» [2, с. 685-686].
Ряд исследователей не выделяет карикатуру и шарж в два самостоятельных жанра, но между ними всё же существуют принципиальные различия. Они дают право говорить о шарже как самостоятельном жанре графического искусства, поскольку он отличается целью и средствами от политически или социально острой карикатуры.
Создание художественного образа в шарже – сложная задача, требующая от художника отточенного навыка рисования с натуры и понимания законов, по которым строится шаржированное изображение. В работе с детьми часто приходится сталкиваться с недостаточно сформированными знаниями, умениями и навыками. Количество часов на изучение темы «Шарж» в типовых программах не достаточно, а в некоторых данная тема и вовсе отсутствует. При этом шарж помогает развивать учащимся остроту восприятия, память, воображение, формирует художественный вкус детей графическими средствами. Умение видеть главное и талантливо это изобразить помогает обучающимся во всех видах творческой деятельности.
Данные выводы привели к мысли о необходимости разработки авторской методики обучения созданию художественного образа в шарже, которая является актуальной в современной системе дополнительного художественного образования и общеобразовательных учебных заведений. Предлагаемая методика состоит из двух уровней:
1) освоение детьми технической стороны рисования шаржа;
2) разработка выразительного художественного образа шаржируемого путём поисковой эскизной работы.
На первом этапе учащиеся изучают и отрабатывают последовательность рисования шаржа. Приведение в систему позволяет их дисциплинировать, добиваться чёткого представления о том, как строится работа шаржиста. Умение грамотно распределять силы, время и материалы необходимо практикующему художнику-шаржисту, поскольку шарж – это «быстрый» жанр, требующий моментального воплощения ассоциации, возникшей у автора, на листе бумаги.
На втором уровне работа более сложна и требует от учащегося нестандартного мышления. Под «художественным образом» мы понимаем «способ и форму освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов. Как специфическая для искусства форма познания и оценки мира, выражение духовного содержания, идеи художественной, созидания новых эстетических объектов образ обладает сложной, многосторонней природой, отражающей богатство человеческого бытия и сознания» [2, с. 399].
Поскольку дети не имеют большого практического опыта, чтобы сразу создать интересный образ, нами предлагается предварительная эскизная работа. Эскиз (от франц. «esquisse») – это «художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел, основные композиционные средства» [2, с. 704]. Эскизы нужны для того, чтобы «проводить тщательный отбор средств художественной выразительности, отбрасывая всё лишнее. Эскизы выполняются в различных жанрах изобразительного искусства: от пейзажа до портрета. Эскизы, зарисовки и наброски к одному и тому же произведению могут отличаться композиционной или психологической установкой. Это рабочие моменты, направляющие мысль художника к выразительному образу» [18, с. 30-31].
Разработанные методические рекомендации и примерное тематическое планирование по теме «Создание художественного образа в шарже» опираются на программу «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского для 7 класса.
Методика и рекомендации апробированы на занятиях с детьми в МБОУ ДОД города Кургана «Детская школа искусств имени В. А. Громова», МБОУ ДОД города Петухово «Детская школа искусств», МБОУ ДОД города Магнитогорска «Детская художественная школа» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Магнитогорска. Проведённая апробация позволила обучить искусству шаржа более ста детей и отчётливо проследить их творческий рост.
В ходе изучения авторского блока уроков, рассчитанного на восемь занятий, учащиеся получают представление об особенностях жанра «Шарж», его развитии за рубежом и в отечественной традиции, изучают выразительные средства графики и создают шаржи и автошаржи.
Интересным моментом блока занятий является его ориентированность на региональную специфику. Дети узнают о культурной жизни своего региона, участвуют в дружеских встречах с известными деятелями культуры и создают на них шаржи. На наш взгляд, «изучение культуры родного края актуально в современном мировом художественном процессе, поскольку позволяет прикоснуться к своим корням, постичь истоки возникновения тех или иных общественных и исторических процессов, воспитать достойного человека и гражданина» [18, с. 29].
Научно-теоретической базой занятий становятся исследования по графике, портрету и шаржу, в том числе авторские учебно-методические пособия «Освоение графики на занятиях с детьми. Искусство шаржа» (Магнитогорск, 2013) и «Создание художественного образа в шарже. Из опыта художника-педагога» (Курган, 2014). Учащиеся знакомятся с творчеством профессиональных художников, в том числе и графическими листами своего преподавателя. Это стимулирует их творческое и интеллектуальное развитие и побуждает расти в мастерстве.
Таким образом, представленная авторская методика создания художественного образа в шарже востребована в системе дополнительного художественного образования и общеобразовательных учебных заведений. Результаты апробации свидетельствуют о её эффективности и целесообразности использования в преподавательской работе.

Список литературы
1. Алексеенко, Е. В. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 2/ Е. В. Алексеенко, Л. П. Анастасова, В. Г. Горяев и др. – М.: Просвещение, 2007.
2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь/ под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997.
3. Бесчастнов, Н. П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-ти»/ Н. П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Бесчастнов, Н. П. Сюжетная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Графика»/ Н. П. Бесчастнов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
5. Бидструп, Х. Сатира и юмор Херлуфа Бидструпа/ Х. Бидструп. — М.: Искусство, 1962.
6. Ефимов, Б. Е. О временах и людях. Она очень обиделась (Рина Зелёная)/ Б. Е. Ефимов: [http://1001.ru/books/item/54/3278].
7. Кожаринова, А. А. Освоение графики на занятиях с детьми. Искусство шаржа: учеб. – метод. пособие/ А. А. Кожаринова, К. Л. Фёдорова. – Магнитогорск: МаГУ, 2013.
8. Кузин, В. С. Изобразительное искусство, 1 – 4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2008.
9. Кузин, В. С. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. 2-е изд., стереотип./ В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2000.
10. Ли, Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник/ Н. Г. Ли. – М.: Эксмо, 2007.
11. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед./ Г. М. Логвиненко. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
12. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя/ Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1981.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп./ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999.
14. Сборник программно-методических материалов профессиональной подготовки бакалавров направление 0501100.62 «Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование»/ под ред. В. М. Белого. — Магнитогорск: МаГУ, 2013.
15. Соловьёв, Б. А. Искусство рисунка/ Б. А. Соловьёв. — М.: Искусство, 1989.
16. Фёдорова, К. Л. Освоение шаржа на занятиях с детьми// Студент и наука – 2013: матер. Всерос. науч. — практ. конф. студентов 17 – 19 апреля 2013 г./ под общ. ред. М. Г. Абрамзона, О. П. Савельевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. — Ч. I.
17. Фёдорова, К. Л. Проект «Дружеский шарж»// Журнал «Очевидец XXI век». – Екатеринбург: ООО «Очевидец промо», 2014, № 44, май-июнь.
18. Фёдорова, К. Л. Создание художественного образа в шарже. Из опыта художника-педагога/ К. Л. Фёдорова. – Курган: ООО «Типография «Дамми», 2014.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели