Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Живопись / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / Художественная школа / Школа искусств

Декоративная композиция натюрморта

Декоративная композиция натюрморта
Автор — Шевкунова Елена Андреевна. АМОУ ДОД «Детская школа искусств №8», г. Ижевск.

ФОТО 7

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Я, Шевкунова Елена Андреевна, являюсь преподавателем Детской школы искусств№ 8 г. Ижевска, стаж работы преподавателем художественного отделения составляет – 29 лет. Преподаю рисунок, живопись и композицию. Самым любимым для меня предметом является композиция. На этом уроке можно творить, фантазировать, улетать в своем воображении далеко, хотя для педагога это трудоемкое занятие, надо успевать за всеми фантазиями своих учеников и уметь направлять их фантазию в нужном направлении.
Моя позиция по отношению к ученику такова: он – мой соавтор, союзник, принимающий, дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже на ошибку.

ФОТО 1 Крылова Настя.

Крыловой Насте 13 лет, увлекается не только изобразительным искусством, но и плаванием. Человек она целеустремленный, идет к поставленной цели уверено. По характеру она добрая, но немного замкнутая, трудно вывести на разговор. Один из методов моей работы это — общение с учеником, что является одним из важнейших способом раскрепощения, а это очень важно в творчестве. Настя учится у меня второй год, мне с ней заниматься интересно. Девочка художественно одаренная, очень любит писать гуашью, работы получаются яркими и сочными. Любимые предметы у Насти – композиция и живопись, ей нравится придумывать что-то новое, делает много эскизов по теме. Хорошо чувствует цвет, старается подбирать оттенки, учится работать нюансами. Пока не все получается с тоном, ещё слабо разработан глаз, надеюсь, что со временем это пройдет.
Тема нашей совместной работы – «Декоративная композиция натюрморта».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Тема: Декоративная композиция натюрморта.
Цель: изучение выразительных средств создающих оригинальную композицию.
Задача: умение работать со спектральным кругом, использовать ограниченность в цвете для построения динамичной композиции, методика поэтапного ведения работы.
Задача овладения мастерством в жанре натюрморта включена в образовательный стандарт и занимает не последнее место. Возможности натюрморта неисчерпаемы. Натюрморт в учебной практике способствует творческому росту потенциала учащегося, совершенству его вкуса, мастерства, композиционного мышления, техники, способности передавать свет, объем формы, материал, и, в конечном счете, даст возможность учащемуся выражать свои чувства, переживания и настроения.
Натюрморт – наиболее излюбленный жанр и современных художников. Натюрморты пишут и на пленере, в интерьере, простые и сложные постановки.
Существует несколько видов натюрмортов:
— сюжетно – тематический;
— учебный;
— учебно – творческий;
— творческий.
Натюрморты различают:
— по колориту( теплый, холодный);
— по цвету (сближенный, контрастный);
— по освещенности (прямое освещение, боковое, против света);
— по месту расположения (на пленере, в интерьере);
— по времени исполнения ( быстрый этюд, долгосрочная постановка);
— по постановке учебной задачи (реалистический, декоративный).
Наш натюрморт декоративный, а по виду учебно-творческий.
В декоративном натюрморте главной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности.
Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих художников чувство цветовой гармонии, ритма, в целом активизирует творческие способности учащегося.
Прежде чем начать работу над данной темой, мы с детьми прошли долгий путь от монокомпозиции в декоративном искусстве, трансформации и стилизации изображения отдельных предметов быта, и соединения предметов в композицию, исполняли натюрморты в графике с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света». Учащиеся дома копировали произведения русских и зарубежных художников, которые писали в декоративной манере натюрморты. Затем в манере заданного художника они исполнили натюрморт с натуры, но уже в классе. И вот мы подошли к теме, которую хочу представить на суд зрителей, через методику поэтапного ведения работы Крыловой Насти.
Работы учащихся 2 класса

Работы учащихся 2 класса

Учащиеся работали с натюрмортом, состоящим из 3 предметов быта в холодной гамме, они должны были стилизовать и трансформировать изображение натюрморта, т.е. выполнить синтез новой формы на основе её первоначальных характеристик. Практическая работа над декоративным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру формата листа различных по форме – квадратные, прямоугольные, вытянутые. В них заключен поиск композиции основных цветовых и тональных отношений. О важности предварительных поисковых эскизах отмечают в своих пособиях многие преподаватели, а, в частности, Ю.К. Беджанов подчеркивает, что главное назначение наброска в цвете «приобретения умения, цельно воспринимать натуру, находить и передавать верные цветовые отношения основных объектов. Известно, что полноценный живописный строй изображения определяется пропорциональной передачей контраста различий между основными цветовыми пятнами натуры. Без этого никакая тщательная переработка деталей, рефлексов, мозаики цветных оттенков не приведет к полноценному живописному изображению». В эскизах велись поиски структуры натюрморта, и более удачно найденная композиция может быть перенесена на выбранный формат листа. Все линии рисунка ведутся без нажима, едва видимыми линиями. Главное требование — это динамика, и красивый рисунок композиции. Первый этап работы это выполнение натюрморта в технике гризайль. Но мне хочется показать следующий этап – исполнение этого же натюрморта, но уже в цвете. Учащиеся при рисовании рисунка для гризайли сделали два одинаковых рисунка на формате листа. Главная задача второго рисунка заключалась в том, как подобрать цвет предметов и общую гамму всей работы. Хотя ничего сложного в этом нет, гамма уже задана цветом предметов – холодная, и вот тут кроется небольшая загадка, которая разгадывается просто, учащиеся должны уметь пользоваться спектральным кругом, и для того чтобы выполнить работу им пришлось найти дополнительные цвета к каждому оттенку синего, и написать натюрморт, в противоположных цветах. Задание очень занимательное и познавательное, так как не все дети могут работать со спектральным кругом, но к концу занятия они свободно могли использовать спектральный круг и находили нужный цвет.

ФОТО 2

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Вся работа ведется гуашевыми красками, а гуашевые краски отличаются от акварельных плотностью красочного слоя, и наличием в составе белил. После высыхания краски светлеют, и работа приобретает красивую бархатистую поверхность. Поэтому так важно в процессе работы подобрать верно, цвет и тон. И, исходя из всего этого, первой работой над декоративным натюрмортом стала – гризайль.
Когда ребенок начинает писать вторую работу, на мольберте прикреплена первая работа выполненная гризайлью, так проще находить тональные отношения. Поэтому почти на всех фотографиях видно готовую работу, выполненную в технике гризайль, Крыловой Настей.
первый и второй этапы

первый и второй этапы

1 этап работы, после того как был выполнен рисунок Настя приступила к работе, она начинает набирать цвет главного предмета, а именно бутылки. Бутылка синего цвета, дополнительный цвет – оранжевый. Настя сразу старается выявить объем предмета. Конечно, хочется, чтобы работа велась по всему листу, но есть страх, что цвет станет грязным, и потеряется сочность работы.
2 этап работы, на этом этапе Насте пришлось сложно, на заднем фоне стояло белое блюдо, в спектральном круге нет белого цвета, поэтому каждый постарался найти тот цвет, который соответствует его замыслу, Анастасия решила, что блюдо будет голубого цвета, и оно очень органично вошло в её натюрморт. Может и стоило приглушить голубой цвет блюда на заднем фоне, но натюрморт декоративный и в нем не должно быть плановости, а решение автора тоже надо уважать.
третий и четвертый этапы

третий и четвертый этапы

3 этап работы, появляются фрукты, карминовый гранат стал зеленого оттенка, а темно синий виноград приобрел коричневато — малиновый цвет.
4 этап работы, Настя очень умело включила разбивку цвета в фон натюрморта, для этого она использовала все оттенки зеленого и желтых цветов.
5 этап работы, завершающий — заключается в обобщении и выявлении главного в данном натюрморте, Настя при помощи обводки выявила предметы переднего плана и главные для задумки художницы, это бутылка и фрукты в вазе, обводку проводила деликатно используя только коричневый цвет.
пятый этап, готовая работа

пятый этап, готовая работа

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.
«Декоративный натюрморт», тема, кажется, простой, но только на первый взгляд, чтобы подойти к ней, мне с учениками пришлось пройти через трансформацию и стилизацию, учащиеся выполняли натюрморты в графической технике на листах не большого размера, затем из цветной бумаги вырезали аппликацию — плоское изображение предметов в динамике и статике, применяли оверллепинг. Следующий этап – это копирование (самостоятельная работа), произведений таких художников как Куприн, Лентулов, Кончаловский и др. И на основании стиля определенного художника писали натюрморт в аудитории, это было для учащихся самым лучшим задание, у всех получились яркие и выразительные работы. И только после этого задания перешли к изображению декоративного натюрморта с натуры.
Этим заданием хотелось бы вывести учащихся на другой уровень мышления и подхода к такой теме как натюрморт, часто от детей можно услышать, что писать натюрморт скучно и не интересно, а данный подход дает им раскрепоститься и уже с другой точки увидеть такие знакомые вещи и предметы. А когда педагог ещё и знакомит их с художниками прошлого то это остается в памяти на всю жизнь, ведь не секрет, что мы в художественных школах готовим не только художников, а просто образованных и морально чистых людей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В заключительной части хотелось бы сказать, что полученным результатом я осталась довольна и не только Настиным натюрмортом, все ученики показали отличный результат. Заключительная работа мало чем отличается от первоначального замысла, только деталями. Может это зависит ещё и от того, что я сама стараюсь написать работу по заданной теме, прежде чем её дать учащимся и успеваю проанализировать все за и против. Считаю, что данную тему – «Декоративная композиция натюрморта», стоит давать так же открыто и вдумчиво, и посвящать ей больше часов, чем дается в данное время.
ЛИТЕРАТУРА.
Евтых С.Ш. Живопись натюрморта. Оренбургский государственный университет.
Энциклопедия юного художника. М., Просвещение, 1982 г.
Яшухин «Живопись», М., Просвещение, 1984 г.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели