Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Композиция / Мастер-классы / Методические рекомендации / Смешанные техники / Художественная школа / Школа искусств

Иркутская рапсодия

Иркутская рапсодия
Автор — Мишурина Евгения Владимировна. МБОУ ДОД ДХШ №4, г.Иркутск.
Будучи ученицей детской художественной школы, я восхищалась умением педагога — художника помогать ребенку завершать работу несколькими штрихами или «спасать», казалось бы, безнадежный «шедевр». Взгляд издалека, близкое рассмотрение с прищуром, взмах кисти, штрих, пятно, и работа готова, не потеряв своей детскости! Так учили меня — учили наблюдать, анализировать, расставлять акценты и обобщать, учили быть смелой в общении с красками и карандашами, выплескивать на бумагу то, что еще только теплится перед мысленным взором, не дать идее ускользнуть. Мне посчастливилось обучаться у выдающихся мастеров иркутской школы живописи. Моими преподавателями были Геннадий Шихалев, Николай Вершинин, Геннадий Уланкин, и другие; они порой словом, наставлением, порой личным примером, раскрывали азы создания картин.
И все же столь зыбки знания и скрыты тайны искусства создавать искусство. Придя в институт, мне пришлось познавать все снова, в новом свете академизма. Поиск тонкой грани между академизмом и творчеством был, самой великой творческой мукой. В свете же методики преподавания изобразительного искусства, все стало обретать четкие формы и прозрачную ясность. Но даже тогда я еще не представляла, что эти знания пригодятся не только в своем творчестве. Связывать жизнь с преподаванием — как то не думалось об этом вовсе.
Мой педагогический опыт начался, казалось бы, случайно. Мама – преподаватель ДХШ им. Сурикова г. Шелехова, где я когда-то училась, попросила заменить ее, провести урок с ребятишками подготовительного отделения. Это было мое «боевое крещение». Так и пошло – Наталья Игоревна на сессии, Евгения Владимировна заменяет. Предложили работать. Два года на группах подготовительного отделения в стенах родной художественной школы, там же педагогическая практика, первые успехи и неудачи преподавательского дела, огорчения и радости. Окончание университета. И вот я дипломированный специалист, а ныне преподаватель ДХШ №4 г. Иркутска.
Середина сентября, 2 «Б»,
— «Евгения Владимировна, к вам в класс поступило двое учениц.»
— «Как ко мне второй класс! почему не в первый?! Ну что ж… пускай…»
Две подружки 9, 5 лет. Непоседливая, смелая, любознательная, улыбчивая Лена и спокойная, сдержанная, вдумчивая, рассудительная Соня — две противоположности. Оценивая ситуацию по прошествии учебного года, думаю, что приди они не вместе, толку было бы гораздо меньше (хотя чаще встречается обратная ситуация, когда дружба мешает учебному процессу). И сейчас довольно сложно выделить из них кого-то одного, чтобы представить Вам. Дружба совершенно непохожих темпераментов и взглядов на мир не позволяет мне даже здесь разлучить их.
К моменту прихода в ДХШ девочки уже успели позаниматься танцами, вокалом, посещали кружок лепки из глины, так что решение учиться искусству оказалось серьезным и взвешенным, насколько это возможно в столь юном возрасте. Искра таланта была видна невооруженным глазом, энтузиазма хоть отбавляй. Тем не менее, тонкости рисовального дела дались девчонкам не сразу. Научиться работать с гуашью, понять принципы работы карандашом, наверстать то, что уже пройдено за первый класс. И вот тут-то начались первые трудности. Неудачи, особенно на фоне чьих-то успехов воспринимаются особенно болезненно, и Лена неожиданно начала сдавать позиции.
Требовательность к детям, проявляющим необычное видение или характер, я в своей работе ставлю на первое место. Поскольку убеждена, что нет плохих, трудных или неспособных детей. То, что многие могут счесть проблемой, я считаю уникальностью и поводом мне как педагогу искать новые способы коммуникации. Возможно тогда, дай я слабину, пустив на самотек обучение, назови ребенка ленивым и бесталанным, желание творить и экспериментировать пропало бы совсем. Здесь проявляется еще один мой принцип работы — убеждение в том, что педагог обязан помочь ребенку найти свой единственно верный путь, даже если он не будет великим шедевристом, главное чтобы у него сохранилась внутренняя уверенность в свои силы и желание заниматься творчеством. Немаловажную роль в сохранении мотивации у ребенка играет поддержка родителей. Поэтому контакту с ними я отвожу значительное место в процессе обучения и очень благодарна, если встречаю понимание и отзывчивость.
Соблюдение установленных правил работы, а так же постоянно присутствующий пример упорства Сони, помогли Лене вернуть творческие силы и учебный настрой. Так новенькие ученики влились в дружный коллектив второго класса, став теми, на кого можно равняться.
Быстрое включение в работу, активность и творческое самовыражение при выполнении каждого задания – эти качества позволили выдвинуть Лену и Соню кандидатами в конкурсе на соискание стипендии мэра города Иркутска. Среди других заданий, на конкурс необходимо было представить работу с узнаваемым изображением нашего города. Иркутск город уникальный своей историей и архитектурой, он является неисчерпаемым источником вдохновения для многих поколений художников.
Воспитание любви к родному городу, внимательного и бережного отношения к родному краю, такие цели преследует тема, связанная с изображением города, в котором живет, учится и познает мир ребенок. При поиске изобразительного решения главными задачами становятся развитие наблюдательности и воображения ребенка.
Предложенный способ решения – творческая работа на тонированном картоне с самостоятельным выбором общего колористического решения. Поэтапность выполнения станковой композиции, поиск способов передачи настроения в рисунке с помощью колорита, а так же повторение и закрепление навыков работы с цветным фоном, таковы методические идеи данного задания.
В связи с тем, что заданная тема предназначалась только кандидатам на участие в конкурсе стипендиатов, работа строилась в виде индивидуальных занятий. А быстрое освоение учебного материала позволяло выполнять работу и в учебное время.
Первым этапом стало эскизирование. В конце одного из уроков ученицам было предложено вспомнить и изобразить какую-либо достопримечательность города. Соня нарисовала довольно известный в нашем городе памятник бабру. Лена же изобразила менее примечательный объект — Памятник Маршалу Жукову, который находится совсем не в центре, но возле дома, где живут девочки. Для меня этот выбор был неожиданным, неочевидным и потому выигрышным.
Предмет изображения был определен, но недостаток художественного опыта не позволял разработать эскиз в полной мере. Сбор наглядного материала занял всего пару часов во время прогулки по городу и для следующего, уже индивидуального, занятия был отобран фотоматериал, мест изображаемых и вокруг лежащих. Так Лена и Соня смогли понять принцип создания станковой композиции. Часто меня спрашивают, как моим учащимся удается изображать сложные или необычные ракурсы, все просто — я использую такой прием (думаю это не ново), который называю «изменить точку зрения» на предмет: я учу детей смотреть на изображаемое сверху, снизу, изнутри, не зависимо от размера объекта. К сожалению итоговый эскиз в процессе работы был утрачен.
Начался второй этап — у больших художников это называется «картон». Для нас же это отрисовка и увеличение эскиза. Здесь происходит совершенствование композиции на основе правила равновесия; перемещение, добавление некоторых объектов, насыщение работы деталями.
Следующий этап – выбор цветного картона и перенос рисунка. Выбор цвета в данном случае был моментом самостоятельной работы, Соня выбрала холодный голубой фон, назвав его прохладным утром, Лене больше понравился тепло-зеленый, цвет лета и праздника (вечер). Хотелось бы отметить, что особенности характера и темперамента ребенка играют важную роль при выборе им цвета (ведь всем известно о психологии цвета, и существует много Арт-терапевтических методик основанных на положительном влиянии взаимодействия с красками), за этим очень интересно наблюдать. Рисунок на тонированную бумагу мы переносили самым простым способом «под копирку», дабы не тратить драгоценное время и не утратить замечательные элементы в рисунке.
Выполнение работы в цвете — этот этап стал самым объемным, и здесь творческие поиски Сони и Лены пошли кардинально противоположными путями. Во вступительной части я упоминала о различии характеров учениц, но в процессе творческого поиска эта особенность проявилась очень ярко. Еще и поэтому я решила писать о двоих, т. к. в своей работе стараюсь понять, к чему более склонен ребенок — живопись, графика или декоративное искусство. Таким образом, в процессе обучения опираюсь не только на развитые навыки, но и на природные склонности детей. Оказалось, что Соне с ее сдержанным характером ближе и понятнее графика. Работа, выполненная с использование маркера и гелевых ручек, несмотря на задуманное мной живописно-декоративное решение, стала чисто графичной и по-художнически взрослой.
Лене же с ее эмоциональностью больше по душе была работа с красками, и предложение выполнить работу в технике гуаши она восприняла с радостью. Однако множество деталей, которыми в изобилии наполнены её рисунки, могли затянуть процесс выполнения композиции. Тогда в моей голове родилось гениальное решение — заклеить малярной лентой, все мелкие детали, а так же те, что должны остаться цветом фона, и уже по такому подготовленному «холсту» писать, смело замешивая краски, без боязни закрасить подробности.Такая идея, родившаяся в ходе творческого процесса, позволила ребенку быстро справиться с заданием, не потеряв интереса к рисунку, не отвлекаясь на проработку мелких деталей, и удачно совместить живописные и декоративные куски. После живописной проработки всей плоскости листа заклейки были сняты и сохранённые мелкие детали аккуратно прорисованы. То есть, сократив время на выполнение «подмалевка», мы сэкономили творческие силы, необходимые для успешного завершения трудной работы.
Итоговые композиции получились абсолютно противоположными, как и их авторы. Понимая, что две работы представить вашему вниманию нельзя, мне бы хотелось выделить работу Лены. Мне кажется, что в ней присутствуют детский оптимизм и в полной мере выражен характер ребенка как автора. При взгляде на работу создается легкое лирическое настроение, ощущение летнего теплого вечера, спокойствия и радости. «Иркутская рапсодия», так было названо получившееся произведение.
В заключении хотелось бы сказать, что не всегда дружба мешает учебе, не всегда неусидчивость вредна, не всегда скрупулёзность полезна и т. д., то есть для каждого минуса можно найти свой плюс. Когда преподаешь творческие предметы, важно быть готовым принять и понять любого ребенка пришедшего к тебе. Ведь люди творческие всегда отличаются от других, они особенные. Дети, мыслящие иначе не признают случайных ценностей, но умеют создать свой гармоничный мир и преподнести его окружающим. Им всего лишь иногда нужно немного помочь.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели