Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конкурс ART LESSON / Мастер-классы / Методические рекомендации / Художественная школа / Школа искусств

Работа над композицией по мотивам литературного произведения

Работа над композицией по мотивам литературного произведения
Автор — Калямина Валентина Викторовна, педагог высшей категории МАУ ДО «Кировградская детская художественная школа», г. Кировград
imgbig.php

Логотип1

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Работать в детской художественной школе я мечтала со студенческих лет. Возможно потому, что очень хотелось оставить в своей жизни то замечательное ощущение творчества, сопровождавшее нас в годы учебы на художественно – графическом факультете Нижнетагильского педагогического института, который я закончила в 1978 году. Связать свою педагогическую работу с дальнейшим освоением пространства изобразительного искусства. Это особое пространство, быть в нем, работать в нем, изучать его, знакомить своих учеников со всем, что происходит внутри и вокруг этого особенного пространства, наблюдать как творчество захватывает маленького человека, как он благодарно впитывает знания, навыки и умения которые дают ему учителя, и как он превращается в творческую личность в этом большой смысл педагогического труда. Рано или поздно, наступает момент, когда учитель и ученик становятся творческими соавторами. Именно в этот момент перед педагогом встает важнейшая задача – сохранить в своем ученике творческую индивидуальность. Развивать в нем умение самостоятельно мылить и принимать решения, находить нужные выразительные средства для воплощения своих идей.
Уже 35 лет я работаю в Кировградской детской художественной школе, где учатся дети с 5 лет, сейчас их около 600 человек. Меня всегда волновал вопрос как учить детей, чтобы процесс обучения, был интересным, результативным и носил творческих характер. Именно с этой целью, помимо самого преподавания, я занимаюсь разработкой методических пособий по преподаванию композиции и учебных программ для младших школьников, среди которых, программа для детей младшего школьного возраста — «В мире миров», «Декоративно – прикладное искусство» для 1,2 классов и авторская программа «Основы изобразительной грамоты для 1,2 классов детских художественных школ и художественных отделений школ искусств», в которой используются обучающие игры, сказки и сказочные ситуации.
Мои бывшие ученики, их около двухсот, стали художниками, архитекторами, дизайнерами, педагогами они разъехались по миру – четверо из них пришли работать в родную школу, и стали моими коллегами. Время летит быстро и дети бывших учеников, сменяя друг друга, садятся за парты в моем кабинете. Одна из них Саша Макарова, которая учится в седьмом классе, ей 13 лет. Папа Александры в свое время то же был моим учеником, и выбор ДХШ для обучения Саши был, сделан родителями, осознано. Рисование ее привлекало с раннего возраста, по словам ее родителей, она мечтала учиться в художественной школе и буквально считала месяцы, когда уже ее запишут в «художку». С первых занятий стало понятно, что у Саши действительно прекрасные данные, ее рисунки поражают какой – то взрослостью. Уверенный рисунок, прекрасная зрительная память, врожденное чувство ритма и вытягивание рисунка по вертикали говорит о некой сложившейся творческой манере изображения. Самостоятельность – это, пожалуй, главная черта характера Саши. Она безусловный лидер, в своих рассуждениях о жизни, о том, что происходит вокруг нее, взрослее своих сверстников. Сейчас у Александры непростой, подростковый период со всеми его признаками, но при этом она, как и прежде, а может и в большей степени, остается очень творческой натурой. Мне с ней легко работать и находить общий язык. Саша отлично учится в общеобразовательной школе, с большим удовольствием занимается танцами, и с успехом реализует прекрасные способности к рисованию в детской художественной школе, как и другая ее сестра. Они, в силу своего возраста, пока не способны в полной мере оценить, в какой замечательной семье им повезло родиться. Их окружают любящие мама и папа бабушки и дедушки, тети и дяди большая дружная семья со своими традициями и укладом. Я неслучайно заговорила о семье моей ученицы. Тема композиции, над которой она работала, некоторым образом связана с понятием семья. Ее работа выполнена по мотивам литературного произведения Ивана Васильевича Шмелева « Лето Господне», роман — воспоминания автора о своей семье, ее традициях, о царящей в ней атмосфере доброты, и духовной близости. Эта композиция не прямая иллюстрация, а скорее впечатление от прочитанного.
Из педагогического опыта. Литература — неисчерпаемый источник вдохновения для художника профессионала, любителя или ученика художественной школы. Мир литературы, дает пищу для воображения, размышлений и что очень важно — переживаний, которых в реальной жизни мы можем и не испытать. Литература это прекрасный источник сюжетов для композиций, развивающий творческое воображение и композиционное мышление. В своей работе я часто, разговаривая о художественном творчестве, провожу аналогию с литературой, а именно с сочинительством. Композиция литературного и художественного произведения — их основа, стержень. Литературное и художественное произведение могут быть яркими, динамичными, как вспышка, где сюжет захватывает сразу и ярко обнажает суть происходящего или спокойным, повествовательными, где события развиваются постепенно концентрируясь вокруг главного. Важно подобрать нужные выразительные средства, в одном случае и необходимые слова в другом. И там и там есть сочинительство и порой от картины мы получаем такое же удовольствие , как от хорошей книги. С литературой дети знакомятся в общеобразовательной школе, в ДХШ с изобразительным искусством — это дает возможность учащимся почувствовать универсальность законов композиции и ощутить целостность мира окружающего нас. Поэтому работая над композицией, в классе мы учимся, в том числе и «сочинять».
Саша выбрала отрывок из романа, в котором описывается праздник — Благовещение, помимо бытописания давно минувших дней, ее впечатлило описание до сих пор существующей у нас традиции, выпускать в этот день на волю птиц. Этот обычай как — своеобразная ниточка, протянутая сквозь века, связала личные, впечатления и жизненные наблюдения современной девочки, и воспоминания писателя. Сопереживая маленькому Ванятке, погружаясь в атмосферу добра и сердечности, заботы и внимательности, которая царила в семье, где рос герой повести И. Шмелева, Саша начала работать над композицией. Я уверена, что выбор сюжета был не случаен. В семье Макаровых, дети окружены теплом и заботой близких, пониманием и поддержкой родных людей. Саша сейчас, находится в том возрасте, когда собственный опыт, личные переживания, и эмоциональная отзывчивость легко переносятся в творческую работу, делая ее искренней и выразительной.
Из педагогического опыта. Работы детей тем интересней, чем больше у них знаний и представлений о мире окружающем их. В детстве чувства и ощущения очень близко связаны со знанием, человек узнает мир через эмоции, которые испытывает по отношению к окружающим. Опыт общения с людьми, внешним миром погружает его в мир эмоций и чувств. Радость, страх, грусть, переживания и сопереживания идут рядом с познанием мира, с формированием собственного отношения к нему. Наполнить общение с миром эмоциям, чувствами, переживаниями самого ученика значит зажечь в нем желание творить. Предшествует выбору сюжета композиции не только эмоциональный толчок, но и воображение. Воображение питает опыт познания мира, окружающего ребенка, опыт общения с этим миром и результаты этого общения. Воображение — почва для возникновения творческих идей, и наоборот — идея может включить воображение. Это очень важный момент в образовательном процессе, особенно, когда ребенок работает по заданной теме. Заданная или предложенная тема, возвращаясь к уже сказанному, должна вызвать у ребенка желание работать найти отклик в его собственных переживаниях.
Эта работа и есть Сашино представление о том, как близки люди понимающие друг друга, как согреты их сердца теплом дома, в котором они живут, чем наполнены их будни и праздники. Началось все с работы над эскизом. Главная задача эскизных поисков — попытка создать целостную композицию, определить соотношения фигур и их место в формате. Определить основные цветовые массы. Разницу между близкими и удаленными предметами. Мы с Сашей много говорили о композиции, как о способе, который связывает замысел и его воплощение в творческой работе. О том насколько важно учесть все, что она уже знает о композиции, о правилах и приемах, о выразительных средствах и о многом другом..
Из педагогического опыта. Говоря о последовательности работы над композицией обязательно нужно сказать о том, что она должна включать в себя, особенно на первых порах, вербализацию учеником своего замысла, это позволяет четче определить собственную идею и объем подготовительного этапа, в который следует включить:
1.Беседу (теоретический материал)
2.Работу с натуры (зарисовки, наброски)
3.Экскурсию (при необходимости)
4.Прослушивание музыкальных произведений, обращение к литературным источникам (при необходимости)
5.Выбор техники исполнения (что очень важно для достижения выразительности композиции)
6. Работа над эскизом, которая при необходимости должна включать в себя выполнение упражнений по овладению навыками и умениями работы с конкретным изобразительным материалом, техникой или освоение определенных правил и приемов композиции.
7. Выполнение рисунка в формате
8. Выполнение работы в формате в материале.
9. Оформление работы.
Жанр композиции был выбран сразу. В первых набросках Саша нарисовала рядом мальчика и старика, стало ясно, что в композиции будет портрет. Однако Саше хотелось, изобразить не только Ванятку и в его образе передать то светлое чувство, которое вызывает он у читателя, а рядом с мальчиком нарисовать заботливого, умудренного жизненным опытом, старика Горбушкина, она решила рассказать о празднике «Благовещение». Заглянуть в прошлое и показать быт русской патриархальной семьи, конца девятнадцатого века, используя в композиции приметы времени в котором жили герои Шмелева И. С., значило сделать ее живее, интереснее и содержательнее. Стало понятно к «рассказу о героях» романа добавиться «рассказ» о празднике и о времени, в котором они жили. Соединение этих аспектов в цельную композицию, где образы литературных героев и их характеры должны остаться главными, потребовало совместного обсуждения, и работы в библиотеке.
Из педагогического опыта. Вербализация предстоящей работы помогает оформиться мыслям и конкретизироваться задачам. Общение с учеником на всех этапах работы над композицией учит их не просто последовательности в работе, а делает обучение эффективным. Конечно, это пример сотворчества. Оно начинается в разговорах и обсуждениях, поисках оптимальных решений в подлинном сотворчестве педагог делает латентными учебные задачи, подвигая ученика к самостоятельным решениям. Портрет в искусстве, пожалуй, самый сложный жанр. Не многие художники становятся портретистами. Но портретные изображения встречаются довольно часто, и в сюжетно – тематических картинах, в пейзаже, и даже натюрморте. Изображая человека, художник, рассказывает о нем, кто он и какой он веселый или грустный, беззаботный или погруженный в раздумья и использует для этого все разнообразие художественных материалов, технических приемов, и выразительных средства композиции. Существует разница между учебным рисунком, где главным является изучение строения формы, передача пропорций, сходство с натурой, и композиционным портретом. В композиции всегда присутствует отношение, особенно когда образ собирательный, воображаемый или это портрет — иллюстрация к литературному произведению. Последнее дает право педагогам ДХШ давать« портрет» в самом начале обучения, несмотря на отсутствие опыта работы с натуры.
Выполнение портретной композиции по мотивам литературного произведения требует работы с дополнительными материалами — с литературным источником, фотографиями, иллюстрациями – всем тем, что относится ко времени или историческому моменту, в котором живет герой произведения. Портретная композиция — это попытка передачи характера героя, его эмоционального состояния, в такой композиции плановость используется для раскрытия места действия (интерьер, пейзаж) и времени описанного автором литературного произведения, в композиции возрастает роль аксессуаров.
В процессе работы над композицией Саше потребовались дополнительные источники информации. «Увидеть и передать в своей работе время» ей помогли детали интерьера, вещи, одежда и т. д. все то, что было характерно для того времени. Пришлось перелистать много альбомов, книг, пересмотреть кипу старых фотографий. Она сделала массу зарисовок, старых вещей и костюмов, и потом перенесла найденное, с натуралистической точностью, в свою композицию. У Саши было несколько набросков, и в одном из них она нарисовала героев композиции в проеме открытого окна. Каким в деталях оно должно быть? Над этим нужно было подумать. На помощь пришли пленэрные зарисовки. В третьем классе на пленере мы рисовали окно деревенского дома, окно было украшено красивыми резными наличниками, выкрашенными, светло синей краской. Контрастными к окну, с наличниками, были старые крупные бревна, на свету, глубокого красно — коричневого цвета. Этот рисунок и был взят за основу.
Из педагогического опыта. Трудно переоценить значение пленэрных занятия, целью которых является изучение натуры. Написанные этюды, рисунки, зарисовки, наброски впоследствии могут использоваться учащимися в работе над творческими композициями.
Вообще эту идею с окном я поддержала сразу, а Саша попыталась сделать «окно» в композиции выразительным средством. Окно с наличниками, стало, своеобразной рамой, которая объединила и еще больше выделила две полу — фигуры мальчика и старика. Из окна в «мир» смотрят два человека, пожилой умудренный жизненным опытом человек. Взгляд его полон спокойствия и умиротворения, и мальчик взгляд, которого беззаботен и мечтателен он смотрит вверх, следя за полетом отпущенных из клетки птичек, они не торопятся улетать им тепло возле стен дома освещенного солнцем. Поиски соотношения размеров окна и стен тоже были не случайны. Стены в композиции, как решили мы с Сашей при обсуждении, должны символизировать защиту людей живущих в нем. Крепкие и надежные, они должны быть изображены, но так, что бы не мешать композиционному и смысловому центру композиции – оставаться доминантой. Для своеобразного входа в композицию Саша, нарисовала на переднем плане кусты, с едва распустившимися зелеными листочками. Присутствие зеленого цвета сделало легче восприятие стены дома и обогатило общую цветовую палитру. За фигурами мальчика и старика, Саша изобразила интерьер, как будто бы заглянула в дом. В этом интерьере угадывается время, особенности быта и семейного уклада (интерьер результат работы Саши с старинными фотографиями. В углу светится огонек лампадки у иконы, свидетельство того что вера в бога лежала в основе уклада и традиций семьи, в которой жили герои композиции. Кровать с подушками в кружевах и портьеры с кисточками помогли Саше отобразить видимый за фигурами людей интерьер.
Еще при выполнении эскизов Саша попробовала найти цветовое решение работы. Цвет дает композиции эмоциональную окрашенность, служит для выделения композиционного центра, помогает передать плановость. В этом возрасте учащимся еще трудно работу в цвете вести постепенно, цельно на всем формате работы это видно на рисунках. Но учить этому, безусловно, нужно и на уроках живописи и на композиции. Иногда в процессе работы приходит новое видение цветового решения, и вносятся коррективы в цветовую палитру. Так получилось и в Сашиной работе. Обе фигуры, в подготовительном этюде, мальчик и старик были «одеты» в белые, по случаю праздника, рубахи. Я обратила ее внимание на то, что фигуры в этом цветовом решении потеряли индивидуальность, слились в одно пятно, упростился силуэт. Саша решила сделать рубашку мальчика – красной (хотя я про себя подумала, что она будет синий). Решение было принято и красный цвет (должна признаться) привнес в композицию необходимый яркий, цветовой и эмоциональный акцент.
В подростковом периоде, у детей возникает проблема, они смотреть и видеть начинают по — другому. У них появляется интерес к изображению «натуралистическому», все хочется нарисовать, похоже «как в жизни», иногда увлекаясь изображением отдельных предметов, они забывают о ее цельности композиции и цельности ее цветового решения. Да и сама чувственная сторона цвета страдает, нередко цвет воспринимается лишь как принадлежность какому – то предмету и порой вырывается из общей цветовой гаммы. Вот и Саше не в полной мере удалось избежать желания прописать все детали, за фигурами, с натуралистичной точностью и сделать в полной мере гармоничное цветовое решение. Но сама она призналась, что ей это понравилось рисовать детали композиции.
Из педагогического опыта. Чем теснее цели и задачи заданий по композиции связаны с объемом тех знаний и умений, которые учащиеся приобрели на предыдущих занятиях и на других учебных предметах, тем больших результатов можно ожидать от композиционных работ учеников. Работа над композицией объединяет знания, полученные по всем дисциплинам, она же является самым творческим учебным предметом, и способна наглядно показать ученику, что успехи в композиции зависят от объема учебных знаний, навыков и умений, полученных на уроках рисунка и живописи.
Работала Саша с большим удовольствием, свободно и легко, как и всегда.
Композиция закончена. В ней есть свои плюсы и минусы, которые напрямую связаны с подростковым возрастом моей ученицы и с тем, что ей еще многому предстоит научиться. Александра успешно осваивает все предметы художественной школы, участвует в выставках — конкурсах не только по композиции, но и по рисунку и живописи.
Издержки возраста, проходят вместе с возрастом. Впереди много работы, я очень надеюсь на то, что серьезное увлечение творчеством принесет свои плоды и будущие работы Александры, «расскажут» еще не одну интересную историю «сочиненную» в рисунках и красках о ней самой и о том, что происходит вокруг нее.
Работа «Благовещение» была представлена на международном конкурсе «Лето господне», посвященном творчеству И. Шмелева проходившего в г. Новоуральске в сентябре 2014 года, и была удостоена звания дипломанта.
В заключении хочется сказать, что педагог владеет массой «инструментов», с помощью которых влияет на творческое развитие своих учеников и тот объем знаний, которые они получат в стенах детской художественной школы. Многолетнее общение, в той или иной степени формирует у учащихся определенные взгляды и предпочтения в области изобразительного искусства, и этот факт свидетельствует об огромной ответственности педагогов в плане их общей эрудиции и профессиональной осведомленности. Только обладая этими качествами, в достаточной степени, можно быть уверенными в том, что передавая широкий круг знаний детям, мы даем им возможность собственного выбора и сохраняем тем самым их творческую индивидуальность.
Использованная литература:
1. Выгодский Л.С. Психология искусства. — М., 1987
2. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1981
3. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. — М., 1985
4. Левин С. Ваш ребенок рисует. — М., 1979
5. Левин С. Беседы с юным художником. М., 1988.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели