Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конкурс ART LESSON / Мастер-классы / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа / Художественная школа / Школа искусств

Работа по станковой композиции (историческая тема) «Лента времени»

Работа по станковой композиции (историческая тема) «Лента времени»
Автор — Ольга Анатольевна Жикина, МКУДОД «ДМШ»  Курганская область, р.п.Юргамыш
Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра… (Джон Рескин)
Меня зовут Ольга Анатольевна Жикина, мне 47 лет, я преподаватель изобразительного отделения, преподаю «Рисунок», «Живопись», «Станковую композицию». По диплому — учитель ИЗО и черчения. Девятнадцать лет работала в образовательной школе, старалась не только научить детей рисовать, но и воспитать личность. Продолжаю свою педагогическую деятельность в МКУ ДОД «Детская музыкальная школа». Мне очень нравится работать с детьми, смотреть, как они вырастают из маленьких в больших. Общаться с ними, и, конечно же, учить рисовать и понимать искусство, любить прекрасное. Быть в жизни красивым, добрым, отзывчивым человеком. Школа у нас маленькая, уютная, дети с удовольствием посещают занятия. Не все станут художниками, музыкантами, танцорами, но полученные знания и умения обязательно пригодятся в жизни. Работать с детьми любого возраста интересно, интересно наблюдать, как они постигают мастерство рисунка, живописи, передают своё отношение к миру искусства. Я работаю с детьми двадцать восемь лет,и хочу признаться, что это классно, когда из маленького ребенка, неумело держащего в руке карандаш, вырастает юный художник. На занятиях мы не только рисуем по программе, но и рисуем на конкурсы рисунков. Это очень нравится ребятам. Они стремятся показать свои способности, творчески подходить к заданиям, и присутствует момент соревнования.
И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, преподаватель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей.Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение преподавателя всегда передается детям.
Свою активную педагогическую позицию я стараюсь проявлять через участие в различных конкурсах.
Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:
Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие).Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка — это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Основные педагогические задачи:
— развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
— обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
Композиция – один из самых сложных и принципиально важных учебных предметов в учебном процессе. Композиция призвана наиболее активно развивать творческую инициативу учащихся, их изобразительные способности, а также общую художественную культуру. Задачи, которые мы с Катей поставилиэто развитие композиционного мышления, освоение определённого объёма знаний, умений и навыков, которые чётко позволят грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.С Катей в процессе работы мы анализировали, давали оценку каждому этапу работы. С моей стороны был активный контроль за работой ребёнка, добивались законченности работы, выделение главного, занятие строилось с учётом возрастных особенностей девочки. Ив первую очередь с учётом пространственного мышления. В станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявление объёмов, грамотно владение тоном и цветом.
Учащийся художественной школы в процессе обучения получает огромное количество знаний и умений в области рисования. И главным критерием законченного курса предпрофессионального обучения для молодого человека является – умение рисовать. Умение рисовать – достаточно широкое понятие для выпускника ДХШ. Это и определенный уровень умения рисовать с натуры: умение делать зарисовки, наброски, длительные рисунки, но это также и умение рисовать по воображению, т. е. умение фиксировать свои мысли на бумаге с помощью рисунка.
Основы такого рисования, конечно, закладываются во время обучения в художественной школе. Они формируются различными путями. Этих путей достаточно много, но оптимальный результат возникает, когда задействованы все направления получения навыков и знаний. Эти базовые навыки должны быть реализованы в заданиях по станковой композиции, где дети сочиняют картины на заданные темы. Предварительное эскизирование, поисковые рисунки к станковой композиции, по сути, и являются основой для средового рисунка, который так важен в будущей профессии.
Взрослея, ребенок теряет непосредственность, критически начинает относиться к своим рисункам по воображению, его уже не устраивает декоративность изображения фигуры, дома, предмета, и происходит такое явление, которое можно назвать сопротивлением материала – бумага- карандаш-рука не отвечают потребностям воображения. Картина возникает и тут же может умереть из-за нереализованных стараний автора пространственно организовать лист.
Безусловно, есть учащиеся, одаренные пространственным воображением, у них не возникает проблем нарисовать ту систему образов, которая может быть ответом на обозначенную заданием тему. Но, чем старше такой ребенок, тем труднее ему это делать, поскольку он пытается разрешить противоречие между реалистическим изображением предметного мира и изображением своего авторского видения, а преподавателю все проблематичнее внедряться в мир юного автора, разрушая и выстраивая реалистическую картину изображения, предлагая «говорить» на общем, взрослом зыке профессии.
Выход может быть найден в декоративном решении станковой композиции, что,безусловно, имеет свои выразительные и положительные стороны, освобождая ребенка от решения проблем реалистического пространственного рисунка, возможно именно такие дети в будущем станут талантливыми художниками. Но и им в свое время, обучаясь в учебных заведениях следующей ступени академического образования, придется использовать средовой и эскизный рисунок при создании станковой картины и пользоваться не только декоративными, но и пространственными приемами при создании композиции.
Разносторонние навыки натурного рисования, получаемые в ДХШ, должны реализовываться в процессе создания эскизных рисунков, это как раз и дает толчок развитию и формированию пространственного воображения учащегося, необходимого в последующем обучении и профессиональной деятельности.
Важно и полезно укрепить связь между предметом «рисунок» и предметом «станковая композиция». Во всех заданиях по предмету «рисунок» учащийся получает знания и осваивает наблюдательную перспективу. Рисуя предметы, интерьер, фигуру в интерьере, натюрморт с линией горизонта на разном уровне, фигуру и голову в ракурсе, он получает от преподавателя объяснения по построению изображения в пространстве, основные понятия наблюдательной линейной перспективы – способа создания иллюзии пространства на плоском листе, и это является критерием грамотного рисунка.
Катя Веденёва учится в 4 классе, выпускница. Она очень трудолюбивая, спокойная, ответственно относится к работе. Любит рисовать, особенно на темы (станковая композиция). Я ей предложила поработать со мной и сделать методическое пособие. Она согласилась и работа началась. Все дети с любопытством наблюдали за процессом работы, задавали вопросы. Тема рисунка не заставила нас долго искать, исторический конкурс рисунков «Лента времени» очень нам понравился. У нас рядом детская библиотека, и мы с Катей посмотрели много книг, иллюстраций и выбрали тему «охота». Катерина большую часть своих работ выполняет акварельными карандашами. Но акварелью ей, тоже понравилось, сам процесс последовательности. Смешивание оттенков, прорисовка деталей, выделение главного.
Именно в эскизе можно отразить общую и самую главную суть будущей композиции, абстрагируясь от ненужных на данном этапе мелочей. Работа над эскизом индивидуальна. Одни выполняют  эскиз схематично (карандашом), вынося последующие этапы работы (цвет, тон, фактуру) на основной формат. Другие выполняют детально разработанный эскиз, стараясь уже на маленьком формате увидеть черты будущей композиции.
При выполнении эскиза и композиции в цвете необходимо напомнить ребятам, что цвет  является мощным источником эмоционального воздействия на человека. Художник, создавая произведение искусства, должен ясно представлять, какой эмоциональный импульс будет оказывать  цветовое решение полотна на зрителя, учитывать все нюансы цветовых сочетаний, их влияния на чувства и настроения, и согласовывать выбор того или иного колорита с идейным содержанием своей композиции.
Следует внимательно отнестись к прорисовке главных персонажей, характеру их пропорций, движению, к соотношению частей композиции  друг с другом. Очень часто  возникают затруднения при изображении человека в композиции.
В этом случаи сами ребята могут прийти на выручку друг другу, и для воссоздания сюжетной ситуации временно выступить в роли натурщиков. Выполненные в учебной мастерской наброски помогут восстановить дальнейший ход работы над композицией.
Юный художник при выполнении своей работы должен решать те же задачи. В связи с этим можно выполнить несколько цветовых вариантов, выразив идею колорита различными материалами (акварелью, гуашью, восковыми мелками, цветными карандашами и т.д.). Иногда от выбора материала может в корне поменяться образный строй композиции.
Все, что было сказано выше, не стоит понимать как неизменный и жестко установленный порядок при работе над композицией. Однако соблюдение правил помогает достигнуть максимально хороших результатов, способствует созданию наиболее яркого художественного образа.
Мой собственный опыт приводит меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества.Творческому развитию в раннем детстве часто мешает, когда педагоги работают с каким – либо одним видом творчества (только рисунок, только живопись, декоративно-прикладным творчеством и т. д.). На практике, в процессе обучения в своей педагогической деятельности, убедилась в важности целостного подхода, как в воспитании, так и в обучении пластическим искусством.В процессе обучения педагог должен найти индивидуальный подход, ведь у каждого обучающегося есть свои ориентиры в жизни, своя творческая направленность. Художник – преподаватель, наблюдая в течение ряда лет за творческим развитием ученика в разных направлениях пластических искусств, помогает ему выбрать приоритеты дальнейшего творческого пути.На занятиях выполняются разнообразные виды учебной деятельности с преобладанием самостоятельных работ, сочетанием умственных и практических действий учебной деятельности во всех проявлениях творчества.
Каждому учащемуся хочется возможность проявить себя в разных областях искусства.
Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов изобразительного искусства. Выполнение композиции – очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также  развивающий воображение и фантазию ребёнка, активизирующий мыслительную деятельность.
Главная цель  в композиции — создание выразительного художественного образа. При   выборе темы, сюжета, композиционного решения привлекается  весь опыт, накопленный детьми: зрительная память, мир внутренних  переживаний, способность образно мыслить. Иногда разработка идеи, выбор темы,  может проводиться  совместно с педагогом – на этом этапе происходит момент сотворчества.
В процессе рождения композиции очень важным моментом является этап вхождения в тему.  От того насколько эмоционально ярко он прошел, часто зависит необычность и оригинальность художественного решения. Провести интересно этот этап можно с помощью демонстрации  наглядного материала, помогающего раскрытию образа, проведения игровых моментов, в том числе ролевых игр, где каждому ребенку отводится определенная роль.  Можно использовать метод обсуждения темы, на котором каждый учащийся предлагает свою  трактовку темы, вкладывая свое смысловое значение в содержательную часть. И тогда тема зазвучит неоднозначно и поразит своей неожиданной многогранностью.
Один из интересных этапов – сбор материала к теме, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице, в библиотеке. Ребенок, готовясь к занятию, может использовать и фотоматериалы, делая снимки гуляя по городу.  Интересно провести коллективное обсуждение собранного материала, выслушать мнение ребят, какую зарисовку или фотоматериал можно использовать в будущей композиции, подвести их к пониманию того, что они хотят изобразить. Хорошим советом для ребят  может служить выражение Леона Батиста Альберти: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с  картины».1Следующий немало важный этап работы над композицией – выполнение  эскиза. Эта форма работы очень важна для последующей реализации творческой идеи. При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, учащиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Кроме того, нужно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск проблемы и темы в искусстве. Таким образом, получаемые знания являются основой, направленной на умение грамотно, творчески, избирательно, а значит осознанно вести работу в дальнейшем.
2010-Грамота за активное участие в IV всероссийском детском конкурсе «Святые заступники Руси».
2010-Благодарственное письмо за подготовку победителя регионального этапа Международного конкурса рисунков «Великой Победе посвящается».
2012-IV Всемирный конкурс «Дети рисуют свой русский мир» Благодарственное письмо за предоставленные рисунки и подтверждение высокого профессионализма педагога.
2012- Грамота за активное участие в VI Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» посвящённому равноапостольному Князю Владимиру.
2012- Свидетельство участника всероссийского конкурса детского рисунка и прикладного творчества «Африка».
2013- Диплом за подготовку учащихся в художественной номинации XIV всероссийского фестиваля конкурса «Алмазные грани».
2013- Свидетельство участника Всероссийского конкурса детского рисунка и прикладного творчества «Мир растений» «ССИТ».
2013-Благодарственное письмо за подготовку учащихся к конкурсу «Я рисую Японию-2» за художественное воспитание детей и развитие связей между Японией и Россией.
2013-Международный фестиваль детского творчества и искусства для детей Диплом за участие в региональном этапе фестиваля «Чунга-Чанга».
2013- Международный молодёжный экологический форум стран СНГ Благодарность за подготовку воспитанников к участию в конкурсе рисунков.
2014-Международная выставка конкурс «Енисейская мозаика» Благодарственное письмо за большой вклад в развитие детского художественного образования и подготовку дипломантов.
Список рекомендуемой литературы
1.Мастера искусства об искусстве, т. 1-7; Искусство, 1965 – 1970.
2.Сокольникова Н.М., «Основы живописи» — Обнинск; Титул, 1996 г.
3.Шорохов Е. В., «Композиция» — М.; 1985 г.
4.Л.Б. Альберти «Три книги о живописи»
5.Аксенов Ю., Левидова М. «Цвет и линия» — М.; Сов.Художник, 1976
6.Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.
7.Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я. Живопись. М.: Владос, 2007.
8.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
9.Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. М.: Эксмо, 2013.
Практические советы :pupisheva.ru›index…prakticheskie-sovety-po…nad…

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели