Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Композиция / Конкурс ART LESSON / Мастер-классы / Методические рекомендации / Художественная школа / Школа искусств

Создание сюжетной композиции «Сказка для Алёнушки»

Создание сюжетной композиции «Сказка для Алёнушки»
Автор — Вершинина Мирослава Игоревна, МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» (г. Екатеринбург)

imgbig.php

Логотип1

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON
Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции. (А.Дейнека)
Меня зовут Мирослава Игоревна Вершинина. Мой опыт преподавания – 26 лет. Работаю с детьми разного возраста, веду уроки рисунка, живописи, станковой и декоративной композиции. Член ОТОО «Союз педагогов-художников». Наша Гимназия «Арт-Этюд» — уникальна в своём роде – созданные почти 40 лет назад художественное и музыкальное отделения со временем превратились в многогранное и многоуровневое образовательное учреждение, миссия которого – интеграция творческих процессов в учебный. Помимо «обычных», «сборных» классов, как в любой ДХШ, традиционно один из набранных первых общеобразовательных классов Гимназии – художественный, а другой – музыкальный. Дети, таким образом, имеют возможность заниматься творчеством, не переходя в другие учебные заведения, полный день. Юные художники, в частности, занимаются по программам ранней предпрофессиональной подготовки, срок обучения – 8 лет. Придя работать в Гимназию 24 года назад, я сразу же получила возможность взять 1 класс и вести его до выпуска. Считаю такую практику оптимальной и одинаково полезной для детей и педагога, взаимного роста и развития. Таких «полных» выпусков в моей жизни было 5. Сейчас самые старшие мои ученики – 8 класс Гимназии – предвыпускной. Именно в этом классе учится Екатерина Евстафеева, 14 лет, совместную работу с которой я и хочу описать.
С Катей мы общаемся с 1 класса, она всегда была успешной ученицей, ей не сложно было учиться. Семья поддерживает её всегда, отзывается на любые творческие предложения с моей стороны. Катя старательна, неконфликтна, неоднократный участник конкурсов и выставок, такой ученик, работа с которым приносит настоящую радость педагогу. Может быть, не всегда всё удаётся, но ведь регулярные занятия изобразительным искусством учат не только радоваться победам, но и переживать неудачи. Став подростком, Катя, конечно, предъявляет большую требовательность к своим работам, иногда долго сомневается, появилась свойственная для её возраста эмоциональная неустойчивость. Корректируется это вполне легко, так как Катя – ребёнок контактный. Приходится находить «ключики» к так часто меняющемуся настроению подростка, иной раз искать темы, которые могут быть наиболее близки.
Со временем стало очевидно, что детям необходимо давать (благо, появилось больше возможностей для этого) реализовывать свои творческие возможности не только на уроках, но и во внеурочной конкурсной деятельности.
В нашем городе ежегодно проводится Открытая детская выставка-конкурс «Лица Екатеринбурга». Учащиеся ДХШ и ДШИ воплощают в своих работах образы известных екатеринбуржцев, живущих или живших когда-то здесь. Целями конкурса являются: приобщение детей к истории и культуре Екатеринбурга и Урала в целом; знакомство с биографиями известных людей. В этом учебном году я предложила Кате провести работу над такой композицией. В качестве темы для работы мною была предложена биография известного уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912г.).
Уроженец Урала, Д.Н. Мамина-Сибиряк много лет прожил в Екатеринбурге. В комплексе «Музей писателей Урала» в нашем городе есть Дом-музей, где воссозданы в деталях интерьеры и обстановка квартиры писателя.
Творчество писателя было многогранно. Среди его произведений – очерки и рассказы, повести и романы. А детям он известен, прежде всего, благодаря своей книге «Алёнушкины сказки». Конечно, дети знают , пусть не целиком, эти сюжеты, им импонирует неторопливое повествование и смена настроения в сказках. Известно, что сказки эти писатель сочинил для своей дочки.
Сначала я предложила Кате перечитать книгу, освежить впечатления от сказок. Хорошим подспорьем в этом стало то, что у Кати есть пятилетняя сестра, которой Катя читала дома вслух. Первые эскизы Катя делала, полагаясь именно на свои впечатления, не особо размышляя о тонкостях композиционного построения. Мне необходимо было понять, насколько прочувствованы Катей эти незатейливые истории. Конечно, мы обсудили потом, какие из сказок понравились, и почему.
Я рассказала Кате вкратце о писателе и предложила пофантазировать в эскизах, как она представляет себе общение папы и маленькой дочки, в какой обстановке он мог рассказывать Алёнушке сказки. Именно тогда появились первые эскизы, которые стали основой итоговой композиции.
Иногда самые простые сюжеты становятся самыми правильными творческими решениями. Именно поэтому я посчитала необходимым побывать вместе с Катей в Доме – музее писателя на экскурсии. Поводом для этого послужили, в частности, и такие вопросы: — было ли уже тогда электричество? – какая была мебель? и т.д.
Надо отметить, что экскурсоводы были весьма удивлены целью нашего прихода. Обычно дети появляются в Доме-музее только для знакомства с биографией писателя, так сказать, для общего развития. Тут же девочка с карандашом и блокнотом, преподаватель рядом с ней – для нас провели бесплатную экскурсию, разрешили вблизи разглядывать экспонаты, и , конечно, дали время для того, чтобы сделать зарисовки.
Из рассказа экскурсовода мы узнали подробности екатеринбургского этапа жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Летом 1877 года Мамин-Сибиряк вернулся из столицы к родителям на Урал. В следующем году умер его отец. Вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия Мамина. Для того, чтобы дать образование братьям и сестре, а также суметь заработать, семья решила переехать в Екатеринбург. Здесь началась новая жизнь начинающего писателя.
В эти годы он совершает много поездок по всему Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с людьми, имеющими огромный жизненный опыт. Появляются очерки «От Урала до Москвы», уральские рассказы. В этих творениях писателя начинают прослеживаться характерные для Мамина-Сибиряка творческие мотивы: шикарное описание грандиозной уральской природы (не подвластное никаким другим писателям), рассказы о её воздействии на жизнь, человеческие переживания. В произведениях Мамина-Сибиряка сюжет и природа неразделимы, взаимосвязаны. Широко известны романы: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», закрепившие за Маминым-Сибиряком славу писателя-реалиста.
В 1890 году Мамин-Сибиряк развёлся с первой женой и женился на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой. Но, к сожалению, этот брак не принёс писателю счастья — через год Абрамова умирает из-за тяжелых родов, оставив больную дочь Аленушку на руках отца. Смерть жены, которую он сильно любил, до глубины души потрясла Мамина-Сибиряка. Он очень сильно страдал, но все же нашёл в себе силы жить дальше. Он поставил себе цель вырастить тяжелобольную дочь Аленушку. Всю свою жизнь он посвятил ей, а знакомые всегда называли Алёнушку «отцова дочка».
Именно для своей дочери написал Дмитрий Наркисович «Аленушкины сказки» (1894-96), которые получили большую популярность среди читателей всех возрастов. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро, и навсегда вошли в детскую классику. Обо всём этом рассказывала нам экскурсовод музея. Узнали мы также о том, какими замечательными человеческими качествами был наделён писатель, как трепетно относился к своей матери. И каким заслуженным уважением пользовался в среде своих коллег писателей, среди которых были А.Чехов и М.Горький, а также другие деятели культуры, современники Мамина-Сибиряка.
Даже для меня стало открытием то, что писатель воспитывал дочь один. Стало понятно, почему в «Аленушкиных сказках» столько лиричных и трогательных моментов, есть и грустные тоже.
Катя сделала несколько зарисовок в комнатах музея, в эскизах появилась продуманность, натуралистичность интерьера. В ходе обсуждения эскизов мы решали, как объединить в композиции жизненный сюжет и сказочные образы. Было решено немного изменить эскиз – теперь это был вечер, когда перед сном папа говорит с дочкой, а вокруг, как по волшебству, возникают образы героев сказок.
Итак, целью работы стало создание сюжетной живописной композиции, способной передать отношение отца к больной дочке, заботу, внимание, стремление с помощью сказок облегчить её состояние.
Задачами и методикой реализации их я определила:
Составление композиции, передающей состояние людей.
Изображение фигур людей, персонажей сказок.
Передача (по возможности) портретного сходства.
Нахождение цвето-тонального решения, соответствующего теме.
Для решения этих задач мы совместно просматривали , в частности, репродукции картин, где, на мой взгляд, состояние похоже (например. «У постели больной» Поленова и т.п.). Обсуждалось с ученицей то, как, по её мнению, папа (Дмитрий Наркисович) переживал о дочке, что сподвигло его на написание этих сказок, о чём они? Разглядывая репродукции, предложенные мною, Катя в эскизах изменила ракурс, стали видны лица, появилась возможность изобразить выражение. Делая наброски к композиции, Катя использовала в качестве натурщиков своих родных – папу и сестру. Это придало работе особую теплоту и прочувствованность.
Основой окончательного эскиза стало решение показать уютное вечернее освещение (светит керосиновая лампа, освещает небольшое пространство, лица людей).
В разработке цветных эскизов было решено пойти от сумеречной вечерней гаммы, грани бодрствования и сна; и нежного, освещённого светом лампы, образа девочки. Чтобы показать этим контрастом любовь отца к дочери и надежду на её выздоровление.
Я посоветовала Кате ограничить цветовую палитру и построить решение на сочетании тёплых золотисто-коричневых и холодных синих оттенков. Так появилась возможность показать таинственный зимний вечер за окном спальни, как бы пришедших к окну сказочных медведя и зайца, и в то же время – уютную тёплую комнату, где перед сном беседуют Папа и Алёнушка.
Для Кати привычна работа на формате А2, разметка и прорисовка на основе готовых эскизов прошла довольно быстро.
Работу в цвете Катя решила начать с окружения героев, для того, чтобы сохранить «плотность» гуашевых оттенков. Окно писала без белил, в обстановке комнаты сначала использовала лишь тёмные тёплые оттенки.
Самой сложной задачей для себя Катя справедливо посчитала изображение главных героев. Ещё и потому, что школьная программа, к сожалению, не даёт ученикам среднего возраста всерьёз заняться изучением рисования портрета. Навыки, как правило, ограничиваются набросками и зарисовками. Именно поэтому на завершающий этап мы отвели отдельное занятие.
Катя стремилась передать портретное сходство, освещение от необычного источника света и даже настроение. В обсуждении она говорила, что папа и дочка не должны быть грустными, но спокойными, а девочка должна внимательно смотреть на отца. Добиться такого результата было непросто, но по завершении работы Катя с удовлетворением сказала, что довольна результатом. Услышать это от такой самокритичной девочки, как она, было очень приятно.
Когда вместе с учеником пройден большой путь, его работа воспринимается, как своя. Каждый шаг движения к цели обсужден, проверен. Конечно, мы, ведя ученика к завершению работы, всегда отчасти просчитываем результат. Тем приятнее, когда ожидания оправдываются. Наша школа придерживается реалистического подхода к работе и в рисунке, и в живописи и в композиции, старается сохранять традиции. Решая композиционные задачи, мы всегда обращаемся к рисунку, последовательно делая линейные и тональные эскизы прежде живописных. Ведя работу так, мы надеемся создавать в сознании ребенка стройную картину мира. Каждая новая работа, успешно завершённая таким образом, на мой взгляд, маленькая победа преподавателя и большой шаг в развитии для ребёнка.
В работе мне помогали следующие источники:
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. Искусство. 1978.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М. Учебная литература.1998.
3. Сказки русских писателей. Д.Н.Мамин — Сибиряк. Алёнушкины сказки. М. Книга и бизнес.1992.
Интернет – ресурсы:
1. Д. Кардовский. О композиции. izosfera.ru
2. nashural.ru
3. hobbitaniya.ru
4. vseskazki.su
5. wikisource.org
6. ompural.ru

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели