Responsive Ad Area

Share This Post

Архитектура / Декоративно-прикладные искусства / Детская студия / Дом творчества / Методические рекомендации / Художественная школа / Школа искусств

Объемно — пространственное моделирование в декоративно-прикладной композиции (бумага, металл).

Объемно — пространственное моделирование в декоративно-прикладной композиции (бумага, металл).
Автор — Соболева Марина Геннадьевна, заместитель директора по УВР МБОУ ДОД ДХШ №1 г. Иркутска, Иркутской обл.
imgbig.php

Логотип1

Cерия заданий по декоративно – прикладной композиции для учащихся второго года обучения архитектурно-дизайнерских классов
Данная разработка представлена как один из вариантов для проведения занятий во втором классе ДХШ по дисциплине: «Декоративно – прикладная композиция».
Поставив, как преподаватель художественной школы, цель: разнообразить предмет «Декоративно- прикладная композиция» на основе объемно — пространственного моделирования, с применением таких материалов, как например, металл и пластик, для меня стало возможным всесторонне развивать детей на своих занятиях. В основе предложенной серии заданий заложена проблема формирования пространственного мышления у детей, начиная с младших классов детской художественной школы архитектурно-дизайнерских классов.
Работы ученицы 2 класса Шашмуриной Александры – 13 лет.
Следует упомянуть, что не последнее место при формировании учебно-тематического плана уделяется межпредметным связям. Особенно удобной для себя считаю возможность как преподавателю вести у данной группы обучающихся сразу несколько дисциплин (теоретических и практических). В данном случае речь идёт о синтезе таких предметов как: рисунок — декоративно — прикладная композиция — история искусств. Многие темы заданий в этом случае будут являться проверочной работой знаний и умений, полученных на уроках одного предмета и положительно отразившихся в работах другой дисциплины.
Задания для второго года обучения всегда стараюсь сделать наиболее наполненными по содержанию и объёму. Личный опыт работы в детской художественной школе, позволяет сделать не сложный вывод: чем младше ребёнок, тем большее количество выполняемых заданий можно планировать на учебный год, при формировании тематического плана. Не секрет, что дети младших классов ДХШ наиболее активны и эмоционально напористы, что является хорошим подспорьем для выполнения достаточно большого объёма работ за учебный год. А вот в старших классах большее внимание уделяется качеству, содержанию и техническому мастерству. В работах учащихся второго года обучения удается максимально раскрыть эмоциональный, энергетический и творческий потенциал ребёнка. Выполняя работы из различных материалов, мы удивляемся тому, как много за учебный год, удалось выполнить заданий и вырасти не только в изобразительной грамоте, но и при формировании художественного вкуса и зрительской культуры учащихся. Далеко не последнее место уделяется эстетической стороне в работах учеников. Так, используя в объёмном моделировании достаточно нетрадиционные материалы для занятий композицией в ДХШ, таких как, металл — пластик, неоднократно акцентируется внимание на поиск индивидуального стиля в работе.
Из цикла «металлическое животное»
Здесь очень важно найти и выдержать чёткую грань между бытовым мусором и дизайн — проектированием. А в архитектурных объёмах своих учеников добиваюсь последовательности в работе и качеству выполнения задания, опираясь на основные композиционные принципы и приёмы освоения плоскости в трёхмерном пространстве.
Все задания выполняются в поэтапном соответствии «наращивания» задач от простого упражнения к наиболее сложной творческой работе, в процессе которой выступает преобразование пространств. Учебный год начинается с упражнений, не требующих больших временных затрат. А завершающим этапом является работа на освоение средств создания концептуальных пространств. Как правило, в данном цикле занятий используются репродуктивный и объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Основой для выполнения, предложенного мной цикла заданий, является, изучение формообразований на примере объекта животного мира. Это цикл заданий, который начинается с упражнений на изучение изображаемого объекта в пространстве.
А следующие задания ориентированы на дальнейшую трансформацию подобных формообразований в прикладную композицию: как в плоскостную (фронтальную), так и в объёмно-пространственную.
Из цикла архитектурных фантазий «дом – животное».
Нельзя не упомянуть о поисках колористических решений в работе, а также знаний, полученных по курсу: «основы композиции», которые занимают не последнее место в дизайн – проектированиях учащихся ДХШ. А в заданиях на трансформацию изучаемой натуры в архитектурный объём, не маловажным считаю формирование пространственного мышления, которое несомненно является разновидностью образного мышления так актуального в наше время для развития творческих способностей и креативности учащихся.
Работы учащихся 2 года обучения из цикла заданий «дом – животное».
Материал, используемый в беседах с учащимися, должен преподноситься в доступном для понимания изложении. На уроках композиции также рекомендуется применять наглядные пособия: фотоматериал и специализированные издания.
Целью в работе объемно — пространственного моделирования в декоративно-прикладной композиции можно считать: развитие художественного воображения, вкуса, умения воплощать творческие замыслы в конкретную художественную форму; понимание декоративного языка изобразительного искусства и формирование творческого мировоззрения, а также развития индивидуальных способностей учащихся.
Данный цикл занятий направлен на решение следующих задач:
— Развитие образного мышления в объёмно-пространственном проектировании;
— Инновационный подход в заданиях декоративно — прикладной композиции, с применением архитектурно – дизайнерских решений;
— Синтез межпредметной связи (декоративно – прикладная композиция, рисунок, история искусств);
— Формирование художественного вкуса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

К концу курса обучения учащиеся должны уметь:
мыслить абстрактно, позитивно фантазировать на заданную тему;
использовать средства композиционной выразительности в создании художественного образа;
отображать свой замысел от эскизной части до воплощения в материале;
умение грамотно и последовательно работать над объёмным моделированием, с соблюдением элементарных техник безопасности;
добиваться целостности и читаемости формы при работе над объёмом.
Список используемой литературы
1. Базазьянц С. Б. Художник, пространство и среда. М., 1983
2. Паранюшкин Р.В.Композиция. Ростов-на-Дону, 2005
3. Примерная программа (М., 2003)
4. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990

Share This Post

3 комментария

  1. Это, пожалуй, самая интересная разработка из последних представленных публикаций. Очень высокий уровень, это видно и по работам, которые размещены на этой странице. Читать всем! Обязательно! А преподаватель судя по фотографии очень молоденькая, значит ТАЛАНТ! Поздравляю, Вас, коллега с публикацией!

  2. Вот он авторский подход к планированию заданий для учащихся на учебный год. Всё понятно, логично, последовательно. Отчего начали к чему в итоге должны прийти. Браво!

  3. Мне рекомендовали прочитать статью, я скептически отнеслась к этому,но поняла как это актуально. Много хотелось бы взять на заметку, но боюсь, что вот так с руки не получится (нужно иметь специальное образование, но и конечно талант). Развитие архитектурной детской школы сейчас наиболее востребовано, сегодня уже никто (ни дети, ни родители) не хочет на уроках композиции заниматься рукоделием, тем более тратить на это время и деньги. Для этого существуют различные кружки и студии.За подобными преподавателями будущее…

Leave a Reply

Перейти к верхней панели