Responsive Ad Area

Share This Post

Архитектура / Детская студия / Дизайн / Дом творчества / Общеобразовательная школа / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников

«Возможности художественно-творческого развития учащихся в рамках курса дизайна и архитектуры Школы Неменского.»

«Возможности художественно-творческого развития учащихся в рамках курса дизайна и архитектуры Школы Неменского.»
Автор — Гуров Григорий Евгеньевич, старший методист Центра непрерывного художественного образования, лауреат премии Президента РФ.
Сравнительно недавно возник и постепенно начинает входить в употребление термин «Школа Неменского». Изначально и затем долгий период времени этот феномен детского художественного образования назывался «Программой Б.М.Неменского». Можно ли назвать этот конгломерат идей и людей «школой»? На мой взгляд, это логично и правомочно. Что отличает «Школу Неменского от остальных? В чем её особенность и в чем можно видеть некоторый отход от традиционной тогдашней школы обучения детей рисованию, когда зарождалась его концепция? В основе концепции Б.Неменского лежит переход от упорного овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками в области рисования к овладению навыками творческого мышления вообще к освоению мира и его духовных ценностей через акт изобразительного творчества, а не мастерского копирования мира.
«Школу» отличает наличие последователей и учеников, причем в «промышленном количестве». В общем русле Школы производится повышение квалификации учителей изобразительного искусства, 2-х годичная переподготовка педагогических кадров совместно с МИОО. Школа Неменского как бы «окармливает» идейно педагогический худграф Университета Российской Академии образования. При поддержке государства коллективом Школы созданы учебно-методические комплекты по изобразительному искусству на основе развития традиций российского художественного образования и внедрения современных инновационных методов, с учетом анализа зарубежных художественно-педагогических практик на основе современного понимания требований к результатам обучения. Учебники охватывают все классы общеобразовательной школы и включают в себя помимо изобразительного искусства, дизайн, архитектуру и основы визуально-зрелищной культуры: театр, фотографию, кино и телевидение.
Под эгидой Школы Неменского работает экспериментально-инновационная сеть столичных школ. Регулярно проводятся семинары учителей, в том числе и на федеральном уровне. Следует отметить, что в Центре непрерывного художественного образования, по сути являющимся Школой Неменского, совместно с другими институциями выращены кандидаты педагогических наук, прошли переподготовку сотни учителей. Курсы повышения квалификации охватили тысячи человек.
В основе Школы лежит принцип непрерывного художественного образования от детского сада до ВУЗа. Каждый из этапов этой цепочки нашел свое выражение, как в теоретической, так и в практической деятельности Школы. Созданы программы и методическое обеспечение для занятий с дошкольниками. Как детский сад, так и начальная школа это наиболее продуктивные годы для детского творчества. В этот период закладывается опыт эмоционально-ценностных отношений через занятия искусством. Происходит формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. Помимо этой основной сверхзадачи художественного образования занятия искусством дают опыт творчества и начальные представления об искусстве как языковом опыте.
Каждое из видов искусства обладает своим образным языком, даже конструктивные искусства: архитектура и дизайн – имеют свой образный язык. Элементами языка вообще мы считаем, во-первых — ритм пятен, линий, объемов, во-вторых – соотношение пропорций и в третьих – цвет и его тональное звучание. Однако образный язык основывается на поэтическом видении мира. Поэтическое видение не означает подчинения изображения литературе, сюжету, скорее это подчинение некоему поэтическому обобщению. Школа Неменского стремится приохотить детей к подобному мировидению: «Самый главный художественный навык – это навык поэтического видения мира». Основная задача школьного периода непрерывного художественного образования – воспитание зрителя, воспитание человека, способного постигать различные виды искусств, осмысливать информацию о них, дать возможность приобщиться к поэтическому, художественному познанию жизни.
Какое место занимают конструктивные искусства в преподавании искусства изобразительного? Как объяснить детям структуру единого древа искусств, и почему в расписании написано «ИЗО», а на уроке они занимаются дизайном? Не каждый взрослый человек осознает, что в основе всех видов искусства, визуально передающих мысль, идею художника, лежит изобразительная деятельность. Это равно относится и к живописи, и к скульптуре, и к экранным искусствам, и к театру и к искусствам конструктивным. Во всех видах искусства есть потребность в грамоте композиции, композиционного построения произведения как плоскостного, так и объемно-пространственного. Борис Михайлович Неменский придумал внятную для детей форму триединства пластических или точнее, но менее привычно, пространственных искусств, представив в игровой форме три вида художественной деятельности, как трех Братьев-Мастеров: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Однако, непроходимых границ между этими искусствами нет, и при этом в любом из трех видов художественной деятельности можно обнаружить элементы остальных двух.
Говорить об отличии программ обучения профессиональных дизайнеров, а тем более программ подготовки архитекторов и программы для общеобразовательной школы не приходится. Цель первых программ – обеспечить вузовскую или среднего образовательного звена подготовку специалистов, владеющих навыками профессии. Школьная же программа ограничивается воспитанием культурного потребителя изобразительного и конструктивных искусств. Но тем не менее она развертывает достаточно масштабную палитру дизайнерских профессий и, возможно, кому-то она поможет в выборе вида дальнейшей деятельности. Отдельные аспекты подготовки специалистов нашли свое отражение в школьной программе. Это — основы плоскостной и пространственной композиции, навыки макетирования средового пространства, анализ и использование в творческих работах природных конструкций, планирование этапов совместной проектной работы. «Взрослая» программа, как и полагается во всякой профессиональной подготовке, направлена на оснащение студента на начальной стадии обще профессиональными знаниями и умениями, в том числе и культурологическими, создающими определенный образовательный и культурный уровень. Рисунок , живопись, история искусств осваиваются российскими дизайнерами и архитекторами в достаточной степени. Иногда даже слышались такие реплики: «Ваши дизайнеры «вживую» хорошо рисуют, а наши в основном на компьютерах». И все же общепризнанным считается необходимость «просеивания» профессионалов сквозь «сито» изобразительного мастерства. Можно ли обойтись в дизайне без рисования? В потоке дизайнерского «ширпотреба» это происходит часто, но композиционные и цветовые «ляпы» в этом случае гарантированы. Компьютер позволяет сверстать элементарные рекламные поделки, но не более того. Иначе говоря, хочешь стать дизайнером – научись нарисовать и грамотно располагать на листе, извините, крынку. Не зря сам термин «дизайн» произошел от слова «рисунок», «рисование».
Слово это иностранное, хлесткое, но к тому же компактное. Благодаря бурной деятельности рекламщиков оно уже прочно вошло в российский обиход, в том числе и в детскую лексику. Это понятие выразить одним словом в русском языке невозможно. Ранее применялись такие словесные обороты: «художественное конструирование», «художественное оформление печатной (или иной ) продукции», «промышленная графика» и т.п. Сейчас термином «дизайн» размахивают как жупелом там, где надо и где не надо. «Дизайн спектакля», «дизайн театральной среды», «дизайн прически» и т.д. Наконец, «занятия дизайном в детском саду». Это, конечно, отрадно, что ребенка включают в процесс создания рукотворной среды человеческого обитания, однако Школа Неменского относится к этому термину с уважением. И в «нежных» детских возрастах старается им не оперировать. Достаточным будет, чтобы дети усвоили, что есть три вида художественной деятельности: изображение, украшение и постройка. Впрочем, если поначалу «дизайн» определялся как художественная «адаптация» тиражируемой промышленной продукции, то сейчас им называют и штучные авторские изделия декоративно-прикладного искусства. Потому, что так «проще» и, если уж мы теперь такие «западники», то и престижнее.
Итак, какое же место занимают конструктивные искусства в программе общеобразовательной школы, разработанной под руководством Б.М. Неменского? Как и объявлялось – примерно одну треть. А если узурпировать при этом область украшений, конструирования украшений, то и половину. Уже в 1-ом классе это знакомство начинается с украшений и орнаментики произвольной и геометрической, позже с постройкой, с наблюдения природных конструкций, с постройки вещи (упаковка).
Во 2-ом классе продолжается знакомство с изобразительными и конструктивными свойствами бумаги, осваивание технологических приемов работы над реальными и фантазийными изображениями, украшениями и постройками. Рассматриваются (разумеется, сообразуясь с возрастной группой) возможности и способы внесения эмоциональной окраски в создаваемые украшения и постройки, влияние пропорциональных соотношений и ритма на образ постройки и украшения. Три четверти 3-го класса («Искусство вокруг нас») посвящены дизайну вещей, среды и дизайну графическому.
В 4-ом классе большое внимание уделено этно-историческому аспекту рукотворной среды обитания, созданной человеком.
5-й класс носит название «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». В течение этого учебного года дети знакомятся как теоретически, так и практически с декором и конструкцией предметного мира, с народными традициями в создании декора и структуры вещей.
И наконец, 7-8 класс ( 7-ой или 8-ой классы в зависимости от внутри школьной ситуации) полностью погружен в изучение конструктивной ветви искусства архитектуре и дизайну – «Дизайн и архитектура в жизни человека». Учащиеся на новом уровне знакомятся с графическим дизайном, с плоскостными и пространственными композициями, с искусством архитектуры и заканчивается год попыткой индивидуального проектирования своего дома, комнаты, сада и самого себя – своей одежды, прически и имиджа.
Таким образом, как видно из структуры программы, на протяжении всех лет обучения, всех витков спирали детского развития в школе конструктивным искусствам уделено, действительно особое внимание.
Конструктивная часть программы прошла достаточно длительную апробацию в школах. По этой программе работают многие учителя Москвы и различных регионов России. Одной из положительных сторон программы является продуманная и четко отработанная система практических заданий. Хочется подчеркнуть, что отличительная черта программы – приоритет практического делания, освоение культурологического материала через непосредственную творческую работу, предлагаемую учащимся. У детей есть возможность попробовать себя в различных сферах дизайнерского творчества и даже соприкоснуться с архитектурной деятельностью. Таким образом, возможно, закладывается некое начало, выполняется задача профессиональной ориентации учащихся.
Следующая положительная сторона изучения дизайна и архитектуры в рамках программы заключена в гуманнизирующем общественном влиянии дизайна и архитектуры. Например, дизайн по определению Н.Воронова «это нечто большее, чем область искусства или совершенствования техники. Дизайн – это глобальное явление культуры. Дизайн – это забота о человеке, соприкасающемся с техникой.» Еще А.Макаренко говорил, что личность воспитывают не только события, но и вещи. Архитектура и предметная среда воспитывают человека, участвуют в формировании его личности. На занятиях учащиеся помимо визуального обогащения, соприкасаясь с архитектурными и дизайнерскими шедеврами через учебник, через рассматривание слайдов, а также производя самостоятельные творческие попытки освоения и изучения окружающего мира, приобретают опыт гуманитарной и коммуникативной деятельности. Занятия конструктивными искусствами углубляют навык, привычку к творческой деятельности.
По мере развития науки, культуры, массового промышленного производства становится очевидным, что мы живем в спроектированном мире. Проектная деятельность охватывает все новые «территории». Проектируется не только вещный мир жилища, но и сами жизненные ситуации. В конце концов, и сам человек, его облик и поведение становится объектом дизайнерского проектирования. А стало быть, должна достигаться и всеобщая определенная проектная культура. Для человека лишь входящего во взрослую жизнь тем более необходимы шаги и усилия в этом направлении в выработке проектного мышления. Школьные занятия дизайном и архитектурой дают ему некоторый импульс движения в этом направлении. Дизайнерское мышление заключается не только в исключительно новаторских эвристических поисках, но в основном в компоновке и перекомпоновке, открытии невыявленных возможностей существующего предмета, вещи, агрегата. Эта перекомпоновка всегда ведется на основе художественного вкуса, чувства красоты.
В нашей программе уделено большое внимание композиции плоскостной и пространственной, а весь текст учебника и пособия «Дизайн и архитектура в жизни человека» как бы пронизан ссылками на компоновку и перекомпоновку, на принципы и приемы композиции. Поэтому есть надежда научить детей воспринимать произведения изобразительных и конструктивных искусств, оценивая их композиционные качества. Возможно, кто-то из учащихся будет вспоминать свои первые шаги в дизайне с благодарностью. Про опыты коллективного ролевого художественного труда в учебной группе уже говорилось. В этом тоже есть позитивная роль Программы Школы Неменского.
В заключении стоит отметить, что «дизайнерская» часть программы прижилась в школьной практике. Элементы дизайна в начальной школе давно и органично вплетены в учебную программу и успешно реализуются в урочной практике. Дизайн в старших группах также продолжает год от года укореняться.
Школа Неменского продолжает подготовку учителей, работающих по программе для старших классов. Каждая программа «мечтает» о системности ее воплощения в жизнь. Но к сожалению не всегда она выполняется буквально. Нужно отметить, что эта самая жизнь тоже не стоит на месте, и изменения в менталитете, в социальной сфере, в технической оснащенности учебного процесса ускоряются во времени. Эти изменения входят в программу старшей школы. Если, например, 3-4 года назад можно было лишь предлагать, как вариант, выполнять ряд практических работ на компьютере, то сейчас масштаб использования компьютера на уроке и дома вырос в разы. Компьютерная графика, как форма изобразительной и конструктивной деятельности с каждым годом все полноправнее входит в школьную жизнь, и большое количество заданий гораздо продуктивнее и целесообразнее выполнять на компьютере. Не говоря уже о гигантском расширении визуального и информационного ряда через интернет.
В заключение стоит отметить, что рабочая программа, созданная Школой Неменского и все учебные материалы, составленные на её основе, полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели