Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Публицистика / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников / Художественная школа / Школа искусств

«Актуальные вопросы качества образования в условиях реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ»

«Актуальные вопросы качества образования в условиях реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ»

Автор — Аникин В.К., директор ДХШ г. Ирбита, председатель Совета директоров художественных школ Свердловской области, председатель Свердловского регионального отделения  Союза педагогов-художников, Заслуженный работник культуры РФ.

imgbig.php

Логотип1

Уважаемые коллеги!
Давайте попробуем ответить себе на вопросы — что понимать под термином «качество», что имеем в виду мы — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства, что нами движет при постановке проблемы необходимости повышения качества образования, а затем обратимся к арсеналу средств и методов достижения поставленных целей.
Качество — в широком смысле определяют как «соответствие требованиям, стандартам», «пригодность для использования», «отсутствие вариативности», «способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям». В теории менеджмента и маркетинга существует понятие «управление тотальным качеством». Под ним, как утверждает известный авторитет в этой области Ф.Котлер, предлагается понимать «общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, продукции и сервиса». Данное определение воспроизводит следующие ключевые моменты:непрерывное повышение всего и всеми.
Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть только улучшено. И вот эта незавершенность процесса постоянно тревожит педагогов(и не только системы образования культуры и искусства), которые в одном лице являются и производителями товара в условиях рыночных отношений, и его маркетологами.
Что мы имеем в виду школы искусств и их учредители под качеством образовательной и воспитательной деятельности? Прежде всего хорошую теоретическую, практическую, а главное креативную (творческую) подготовку пришедших к нам на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним.
Что нами движет при постановке задачи повышения качества образования? А всё просто — конкуренция с другими ОУ, обретение лояльности потребителей наших образовательных услуг, имеющих право выбора — вот здесь хорошо учат, прекрасно относятся к детям, педагоги профессионалы своего дела, дети показывают замечательные результаты обучения и т. д.
Высокое качество образования — это товар, который мы можем предложить потребителю.
Коллеги, вам известно, что в мае 2011 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» где де-юре были обозначены среди дополнительных предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. В июне Закон №145 ФЗ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России.
В марте 2012 года Министерство культуры России утвердило Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства «Живопись» и декоративно — прикладного искусства « Декоративно — прикладное творчество». У нас появился стандарт, требующий подготовить выпускника уровня, соответствующего условиям для приёма в средние профессиональные и высшие учебные заведения художественного профиля.
Мы с вами погрузились в активные процессы разработки образовательных программ, учебных планов, соответствующих ФГТ, подготовки необходимых документов для лицензирования.
Уже к осени 2012 года более десятка школ искусств Свердловской области получили лицензии на право обучения детей по образовательным программам нового поколения. Абсолютное большинство этих первопроходцев составили ДШИ г. Екатеринбурга. И это далеко не случайно. В столице Урала давно наработаны опыт определения стратегии и тактики в сохранении и развитии художественного образования, есть замечательные примеры деятельности методических объединений по направлениям культуры и искусства. Оказалось востребованным в период перехода на образовательные программы нового поколения создание ресурсных центров, аккомулирующих новые образовательные технологии, документы нормативно — правовой базы, опыт лучших педагогов, обеспечение информационной открытости образовательных организаций. Это тот мощный арсенал, который работает на качество.
На мой взгляд интересен опыт екатеринбуржцев в обеспечении соревновательности в деятельности ДШИ, в определении лидеров по результатам рейтинга, создания для них иных условий финансирования.
Кто занимался спортом, знает, что, пытаясь догнать на дистанции сильного спортсмена, и сам показывает значительно лучшие результаты, даже и не став первым.
Свой позитивный вклад в перезагрузку системы художественного образования, поиск проблем и путей их решения вносят ежегодные открытые научно — практические конференции «АртЕкатеринбург». Детальное обсуждение актуальных вопросов на площадках ресурсных центров, на секциях и пленарных заседаниях, выработка сообща резолюций, нацеленных на движение системы художественного образования вперёд, очень важны, тем более, что по пути реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ мы работаем только третий, а кто и второй учебный год.
Учитывая это , полагаю нам пока достаточно сложно говорить о достигнутом качестве образования. Дети принятые 2 — 3 года назад по рейтинговой системе на обучение по предпрофессиональным общеобразовательным программам находятся в начальной стадии обучения, а Вам известно, что к показателям качества сегодня официально отнесены:
— увеличение /положительная динамика/ числа занимающихся в системе дополнительного образования — (есть дорожная карта по исполнению майских Указов 2012 года Президента России, где указан ожидаемый результат, на который мы должны выйти);
— количество детей — учащихся ДШИ — участников фестивалей, конкурсов, выставок (на что я пока отвечаю в отчётах — «дети находятся в начальной стадии обучения и участия в конкурсах, фестивалях пока не принимают);
— количество лауреатов конкурсов, фестивалей и т. д. -( ответ тот же;)
в одном из последних официальных отчётов внесён пункт —
— количество закончивших обучение по предпрофессиональным общеобразовательным программам. (Мы отвечаем — первые выпускники при 8 — летней образовательной программе будут только в 2020 году. )
Ну это официальные дела. Нас с вами сегодня интересуют дела нынешние.
Сегодня все школы искусств Екатеринбурга и области прошли лицензирование и работают по предпрофессиональным ОП.
В этой части очень важны следующие моменты:
— корректировка имеющихся и подготовка основных нормативных документов, локальных актов ОУ в соответствии с ФГТ, Законом «Об образовании в Российской Федерации»
— обеспечение переподготовки, мониторинг повышения квалификации кадров (В области и Екатеринбурге масса возможностей это осуществить. Проблемнее окраинам области).
— мониторинг — собственно предпрофессиональных общеобразовательных программ с участием специалистов — экспертов по художественному образованию, методических объединений, ресурсных центров (в чём г. Екатеринбург достиг серьёзных положительных результатов).
— мониторинг качества, результатов художественного образования детей.
Сегодня ставится задача создания и привлечения к мониторингу общественных формирований — Советов школ, Попечительских Советов.
Федеральными государственными требованиями рекомендовано в ДШИ создавать художественные Советы, участвующие при промежуточных и итоговых аттестациях обучающихся. Очень важно системно изучать мнение участников образовательного процесса — через анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей), преподавателей ДШИ на предмет оценки деятельности ОУ, качества обучения.
В ДШИ г. Екатеринбурга такой опыт имеется. За неимением времени не буду раскрывать структуру, периодичность исследований уважаемой мной ДХШ №1 им П.П.Чистякова поскольку содержание анкетного текста составляет 8 страниц (октябрь 2014г.), а анализ результатов мониторинга опубликован на сайте школы.
Анализ проводится не ради анализа, а для выявления проблемных мест в образовании, внесения корректировок в стратегию и тактику образовательной деятельности, обязательного информирования участников образовательного процесса с использованием информационно — комуникационных технологий, в чём ДШИ Екатеринбурга имеют большой опыт.
Федеральные государственные требования определяют необходимость создания в ОУ оценочного Фонда для определения результатов обучения.
Вообще по нынешним требованиям должно быть разработано положение о системе оценки качества, стандарт качества бюджетной услуги «дополнительное образование в области культуры», где всё должно быть прописано: содержание образовательной услуги, направление, получатели услуги, нормативно — правовые акты, регулирующие предоставление бюджетной услуги, условия размещения и режим работы ОУ, техническое оснащение ОУ, укомплектованность кадрами, требования к технологии оказания услуги дополнительного образования, информационное сопровождениее деятельности ОУ, система контроля за деятельностью ОУ, критерии оценки качества услуги дополнительного образования в области культуры. В стандарте оговариваются и система индикаторов качества бюджетной услуги — динамика изменений количества учащихся по сравнению с прошлым годом, процент выполнения учебного плана (на конец учебного года), средний балл качества знаний на конец учебного года, перевод учащихся на конец учебного года в следующий класс.
Кроме того качественную услугу дополнительного образования характеризуют:
— доступность, своевременность, актуальность, точность предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями её предоставления;
— расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования;
— развитие творческих способностей учащихся;
— самореализация и самовоспитание учащихся;
— создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями;
— организация содержательного досуга и занятости учащихся;
— результаты участия учащихся в фестивалях, выставках, конкурсах различного уровня.
На качество дополнительного образования помимо современных образовательных программ, учебно — методического обеспечения, квалификации кадров конечно же влияет состояние материально — технического обеспечения.
Федеральные государственные требования определяют минимально необходимый перечень аудиторий, выставочный зал, библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами, мастерские, учебные аудитории для мелкогрупповых и групповых занятий, натюрмортный фонд и методический фонд, а для реализации учебных предметов «Компьютерная графика» и «Основы дизайн — проектирования» аудитории должны быть обеспечены персональными компьютерами и програмным обеспечением.
К сожалению при работе ОУ в приспособленных помещениях многое из названного сложно обеспечить. Но нас к этому призывают не только ФГТ, но и органы госпожнадзора, роспотребнадзора.
В июле 2014 года Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены новые санитарно — эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей, где обозначены требования к территории ОУ, зданию и материалам по отделке помещений, освещению, водоснабжению, отоплению и вентиляции, к мебели ОУ и т. д. Определён объём максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, который не должен превышать 14 часов в неделю. По дополнительным общеразвивающим программам — не более 10 часов в неделю. Продолжительность занятий — не более 3х академических часов в день. Есть параметры по использованию в учебном процессе интерактивной доски.
Таковы реалии, требования, к которым мы не можем не прислушиваться.
Ещё некоторые проблемные вопросы, которые касаются обеспечения качества художественного образования детей.
С введением государственных стандартов для общеобразовательных школ, введением системы полного дня у детей всё меньше возможности систематически в соответствии с расписанием и учебным планом посещать занятия в ДШИ. Нет системы — нет качества. Перескакивание через блоки занятий, порой основополагающих, не способствует предпрофессиональной подготовке обучающихся в ДШИ, влияет на качество их обучения, порой из-за непонимания в общеобразовательной школе талантливый ребёнок оставляет занятия в ДШИ.
Из проблемных остаётся вопрос о разнице в нагрузке преподавателей младших и старших классов. Практикам — педагогам давно ясно, что с малышами проблем больше, требуется максимум, поистине материнского(если хотите отцовского внимания),режиссерского таланта при подготовке и проведении занятий. Однако вопрос на Федеральном уровне не решается и, думаю, его надо продолжать ставить перед законодателями.
Среди имеющихся проблем финансовые сложности с направлением преподавателей на курсы повышения квалификации, пленэры, мастер — классы. Это тоже минус в достижении повышения качества художественного образования детей, хотя сейчас широко предлагается дистанционная переподготовка кадров, заочная форма обучения, но это всё требует оплаты.
Не сомневаюсь, что в ходе конференции обозначатся иные проблемы, будет показан опыт лучших школ Екатеринбурга. В этом и смысл сегодняшнего педагогического Совета. Пусть он будет успешным.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели