Школа арт-мастерства в Англии

Школа арт-мастерства в Англии
Автор — Суздальцева Светлана Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн» Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, руководитель творческой арт-студии «Рисуем» (г. Покров Владимирской обл.), руководитель «Центра инновационных методик и технологий» МТОО «Союз педагогов-художников»
Фотографии предоставлены участником поездки, заместителем директора по художественно-эстетической и выставочной работе
«Всеволожской детской школы искусств им. М.И.Глинки» Ириной Петровой.
Союз педагогов-художников продолжает активные творческие поездки в формате «Школа арт-мастерства» для изучения новых методик и технологий художественно-изобразительной деятельности. Очередная поездка состоялась сентябре на фабрику по производству графических материалов «Derwent» (Компании Cumberland Pencil Company), которая находится в живописном регионе озер на границе Англии и Шотландии. Зеленые луга, Пеннинские горы, пасущиеся кругом овечки, естественно дополняющие окружающий пейзаж, напоминали пасторальные сценки кисти Даниэля Ван Дер Путтена или Франсуа Буше. Свое название фабрика получила благодаря реке, протекающей по знаменитому озерному краю Англии. Художественная продукция данной фирмы представлена на Российском арт-рынке, однако некоторые преподаватели знакомились с ней впервые.
Компания Cumberland Pencil Company (Камберленд Пенсил Кампани) уже 182 года производит высококачественные карандаши на своей фабрике в Кесвике. То, что вначале было ручным производством, сейчас превратилось в высокотехнологичный процесс, в котором задействованы передовые технологии и самые высокие стандарты качества. Следует отметить, что в указанной местности в начале 16 века был найден графит, что и послужило в последствии стимулом для развития производства графических материалов.
Технологический процесс производства художественных материалов на фабрике целиком и полностью связан с ручным производством. Все контролируется, направляется и исполняется квалифицированными работниками фабрики. Выполняется множество операций, прежде чем получится привычного вида карандаш. В 2002 году компания получила престижную награду Queens Award for Enterprise (Королевская награда за предприимчивость) за разработку революционного способа нанесения лака на карандаши. Это нововведение не только позволило существенно улучшить рабочую среду, но и скорость нанесения по сравнению со старым методом. Компания также получила международную аккредитацию своих методов производства и систем контроля качества, гарантируя таким образом, что цвета и другие характеристики карандашей постоянно находятся на самом высоком уровне.
Российские педагоги-художники не только знакомились с производственным процессом. Главным и самым увлекательным моментом были мастер-классы, показанные английским художником Девидом Винингом (David Winning) , который воплощает свои многочисленные замыслы с помощью графических материалов «Дервент». Нам было очень интересно познакомиться с английским художником, который оказался очень открытым для общения и фонтанировал творческими идеями. Прежде чем показывать методику работы с тем или иным материалом, Девид рассказал нам свои художественные предпочтения в сфере искусства. В кругу избранных им художников оказались Тернер, Кандинский и Сезанн. Он показывал технику работы с каждым материалом в отдельности и способы работы в смешанных техниках. Интересно было наблюдать за его творческим процессом: прежде чем наложить очередной слой материала, он отходил от натуры, думал, созерцал. По его словам, он предпочитает творить по представлению, хотя его пейзажи многие зрители узнают и даже предполагают место их точное место расположения. Мастер-классы касались актуальной сегодня техники микс-медиа, которая теперь была представлена для нас на материале графики. Такие материалы как пастель, цветной уголь, чернила в виде пигментных палочек, цветные мягкие карандаши и графит мы применяли в разнообразных комбинациях в виде реалистичных и формальных композиций. Особенно интересно было поработать с новинкой этого года – мультилайнерами, которые дают потрясающие графические и декоративные эффекты и прекрасно подходят для детского творчества.
Мы посетили музей карандаша, который находится в городе Кесвик на месте старой фабрики. История развития производства карандашей в Озерном Крае является важной частью исторического наследия Derwent, и для того, чтобы привлечь внимание к этому уникальному историческому наследию, компания у себя на фабрике создала великолепный музей. Здесь представлено множество уникальных свидетельств ранних этапов развития карандашного производства, которые демонстрируются живой интерактивной манере историю производства графических материалов и компании в целом.
Следующим этапом нашей поездки было посещение столицы Великобритании. Лондон обладает мировым населением культурных и исторических шедевров. Конечно, за несколько дней невозможно охватить все достопримечательности Лондона, поэтому мы для себя определили наиболее крупные собрания художественных ценностей, которые представляют несомненный интерес в целом и педагогической деятельности, в частности. Самым неожиданным и приятным моментом оказалось то, что в основные музеи британские музеи вход бесплатный и можно все фотографировать!
Британский музей  — главный историко-археологический музей империи, один из крупнейших музеев мира, второй по посещаемости после Лувра. Лондонская Национальная галерея — музей в Лондоне, содержащий более 2000 образцов западноевропейской живописи XIII — начала XX века. Четвёртый по посещаемости музей в мире. Один из крупнейших музеев Лондона – музей Виктории и Альберта. Во всем мире таких объемных собраний единицы – сегодня в его экспозиции более 6,5 миллиона экспонатов.
В Лондонской галерее Тейт Модерн открылась первая за четверть века ретроспектива Казимира Малевича. Это так же и первая на территории Великобритании ретроспектива Малевича, объединившая произведения из российских, американских и европейских собраний. Экспозиция разместилась в 12 залах и представляет картины Малевича, его скульптуры, работы для театра и коллекцию рисунков художника. Все работы представлены в хронологическом порядке, что позволяет проследить эволюцию творчества художника.
Данная творческая поездка предполагает дальнейшую работу по применению изученных графических техник и технологий. Создание новых методик работы на основах классического художественного образования, а также обмен опытом между российскими педагогами-художниками и их иностранными коллегами. Стартует новый конкурс «Пути-дороги», по итогам которого планируется выставка в Великобритании. Творческие идеи, оригинальные методики и обширный культурно-исторический материал станет новой методической площадкой для «Школы арт-мастерства». И конечно теперь мы можем сказать — Англия стала нам ближе!

Оставить комментарий