Responsive Ad Area

Share This Post

Дизайн / Методические рекомендации / Общеобразовательная школа

Учебная программа «Основы дизайна» (элективный курс), 9 класс

Учебная программа «Основы дизайна»  (элективный курс), 9 класс
Автор — Горбачева Ольга Ивановна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ Багаевская СОШ № 2 (Учитель изобразительного искусства и черчения)
Пояснительная записка.
Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид изделия или предмета.
Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, различного рода упаковок и многого-многого другого.
Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертеж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Проектирование каждого объекта предполагает учет многих сторон, например технологии упаковки объекта, условий доставки на транспорте, как и где хранится, как используется, какова окружающая световая и цветовая среда и т. д.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.
Данная программа включает комплекс этих вопросов.
Главное – учащиеся — 9 класса должны как можно глубже изучить основы дизайна.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
— способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;
— дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно – творческой конструкторской деятельности человека;
— ознакомить с основными методами художественного проектирования;
— ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
— повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
— сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей – проектов, макетирование, моделирование и т. д.).
Весь курс делится на беседы (лекции) и практические работы и рассчитан на 1 час в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ – все зависит от темы задания и задач всего курса. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, глина, обрезки досок, фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.
Время на беседы, практические задания учитель сам распределяет в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовки школьников и т. п. Следует только иметь в виду, что на практические задания должно отводится подавляющее количество учебных часов (не менее ¾ всего времени).
Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует, как можно чаще организовывать экскурсии на заводы, в конструкторское бюро, проектные мастерские, к памятникам архитектуры, на предприятия русских народных промыслов, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т.п.
Изучая предметы художественно- эстетического цикла, желательно как можно чаще приглашать в школу для встреч с учащимися художников- дизайнеров, конструкторов, искусствоведов. Организовывать фотовыставки изделий дизайна, вечера- лекции, вечера — беседы, посвященные проблемам дизайна.
Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.
Содержание предмета.
Беседы.
Дизайн – что это такое? Возникновение дизайна.
Декоративно – прикладное искусство и дизайн.
Значение рисунка и чертежа в дизайне.
Основные выразительные средства в художественном конструировании.
Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки. Формообразующие, функциональные требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы предметов. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.
Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.
Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа. Основные правила выполнения технического рисунка и чертежа.
Понятие о композиции в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции – фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.
Основные категории композиции – органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания.
Лекции.
Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).
Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны.
Выразительные средства в художественном конструировании на различных его этапах.
Особенности проектирования отдельных вещей.
Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, помещений, школы-интерната, учебных комнат, рекреаций, выставок, спортивного зала, школьных учебных мастерских и т. п.
История зарождения и развития дизайна в России.
Система основ композиции в технике – категории, свойства и качества, закономерности и средства композиции, приемы и методы работы над композицией. Форма – формообразование – композиция.
Стиль и мода в художественном конструировании.
Современные проблемы дизайна в России и за рубежом.
Практические работы.
Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна, предметов быта, архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий и т. п.), средств передвижения (паровоз, легковые и грузовые автомашины).
Выполнение композиций нарукавных знаков, дорожно-сигнальных знаков, школьных эмблем, эмблем класса, кружка (индивидуальные и коллективные работы).
Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) изделий, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т.д)
Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т.п.)
Изготовление эскизов светильников для детских игровых комнат, предметов оформления кабинета изобразительного искусства.
Выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту.
Создание росписи современной посуды.
Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малые формы) – уличные осветители и фонари, уголки озеленения во дворе дома, школы.
Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов).
Разработка проектов сувениров.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели