Responsive Ad Area

Share This Post

Архитектура / Композиция / Конкурс ART LESSON / Методические рекомендации / Смешанные техники / Художественная школа / Школа искусств

Предпрофессиональная подготовка на летней пленэрной практике

Предпрофессиональная подготовка на летней пленэрной практике
Автор — Марина Владимировна Глазова, зам. директора Школы изобразительных искусств г. Обнинска, методист ЦРТДиЮ.

imgbig

Логотип1

Участник Всемирного конкурса рисунков и методик ART LESSON
В Школе изобразительных искусств г. Обнинска ежегодно в июне, на протяжении уже 14 лет проводится летняя практика учащихся, которая стала частью программного учебного процесса. Практика состоит из двух этапов. На первом – учащиеся, которым исполнилось 14 лет, работают художниками-исполнителями по оформлению интерьеров, экстерьеров общественных помещений, созданию монументальных рельефов, объемной парковой скульптуры, разработке дизайн-проектов на уровне концепции. Практическая работа учащихся — одна из форм обучения в профессиональной ориентации, активизирует творческий интерес и способствует приобретению начальных профессиональных навыков. Второй этап – это проведение выездной пленэрной школы, которая включает в себя отдых учащихся, экскурсионную программу и саму творческую деятельность. Я, как организатор пленэра, в последние годы провожу его в поселке Кабардинка Краснодарского края. Здесь есть, что писать с натуры: морские и горные пейзажи, «Старый парк», колоритные местные улочки, зарисовки отдыхающих.
Не в первый раз участвует в такой летней практике наша ученица Мария Йовбак (17 лет). Мария  — талантливая девушка с разносторонними увлечениями. Она очень музыкальна, хорошо поет. Причем поет и в церкви, помогая своему папе – священнослужителю, и в рок-группе. Но уже в 15 лет Мария сделала свой профессиональный выбор, она проходит спецподготовку в нашей школе для поступления в архитектурный ВУЗ. Мария очень эмоциональная, тонко чувствующая мир натура, поэтому она бывает не всегда уверена в себе.
Мария, приехав в Кабардинку, уже знала, что она будет рисовать в «Старом парке», так как осматривала его и работала там над натурой в прошлом году. Маша объяснила мне свой выбор: «Марина Владимировна, в мире существуют миллионы источников вдохновения: черное ночное небо, усыпанное бесконечным множеством звезд; искрящаяся под нежными и теплыми лучами солнца водная, необъятная взором гладь; тихо шуршащий листьями деревьев, хранящий в себе какую-то тайну лес. Источником вдохновения для человека может также являться и какое-то конкретное место: улица, дом, та же собственная комната, чердак… В данном случае источником вдохновения послужил «Старый Парк», созданный замечательным скульптором и архитектором, а также журналистом и писателем Александром Алексеевым – одна из главных достопримечательностей поселка, а так же первый и единственный на Черноморском побережье Тематический архитектурный парк. Парк поражает многогранностью и философским настроением. Здесь представлены не просто копии архитектурных сооружений, выстроенные по канонам своего времени, но и собраны образцы быта, утвари, военных атрибутов разных эпох и народов. Здесь каждое сооружение несет в себе авторскую мысль, серьезное переосмысление той эпохи, которую оно олицетворяет. Средневековый каменный мост и дозорная башня, послужившие в данном случае конкретным образом для создания композиции, постепенно переносят меня в мир прошлого. У мастера изначально была идея создать галерею исторических скульптурных портретов. Но скульптура, видимо, не вместила масштаб личности мастера, и поэтому следом возникла грандиозная идея – строительство галереи различных типов культуры. Суть этой концепции состоит в том, чтобы в одном, сравнительно небольшом пространстве, поместить все то, что в историческом контексте всегда было полярным, например памятники Древнего Египта и Классической Античности, Востока и Запада. И вдохновляет именно мысль мастера, который через свое творение хотел призывать людей к любви, миру и созиданию. Ведь именно здесь, в Старом Парке можно, наконец, понять одну простую вещь, что природа у нас одна и культура одна — общечеловеческая.
И вот ты, вдохновленный и духовно наполненный, уходишь из Старого Парка с этой самой мыслью, которая долго еще пробудет в твоем сердце». Таким образом, возникло название будущей работы: «Средневековая башня в «Старом парке».
Цель нашей деятельности состояла в развитии эстетической восприимчивости исторических формообразований и формировании в композиции единой пространственной художественно-образной среды. Воспринимая пейзаж в целом или его отдельные уголки, юному художнику хочется рассказать сразу обо всем, в том числе и о себе. Это присуще всем начинающим художникам. Однако не только эмоциональные впечатления способствуют творческому вдохновению, но при конкретной работе требуется весь арсенал условий, прежде всего, знания, умения и конечно определенные навыки. Для Марии, будущего архитектора, естественным стал выбор архитектурно-пространственных сооружений. Определение же задач сводилось к выбору материалов, определению закона композиции и композиционных средств: пространства, формы, колорита, контраста, ритма, материальности. Все это Маша проходила на занятиях по теории и истории изобразительного искусства, осваивала на практических занятиях по рисунку, живописи и композиции в Школе. Пленэр позволил учащейся закрепить навыки и накопленный опыт. Однако автор поставил еще одну задачу — познакомиться с акриловой живописью, применив ее в смешанной технике. Новый материал потребовал определенного изучения, но не в академическом формате, а в практической творческой работе. Педагогу очень трудно иногда остановить стремление ученика в освоении и в познании. Значит, ему необходимо воспользоваться порывом ученика и вместе с ним определить условия творческого процесса, тем более объект был уже выбран.
Сложности возникли с месторасположением. Башня хорошо просматривалась, но именно на этом месте постоянно останавливались экскурсионные группы, которые загораживали пейзаж. Поэтому выбор пал на другую сторону башни, но и здесь начать размечать композицию и первые построения моста и дозорной башни в перспективе Марии пришлось выполнять стоя, из-за фотографирующихся посетителей парка.
Для решения образа сторожевой башни в творческой работе пришлось применить две точки восприятия целостности композиции. Маша столкнулась с проблемой объемно-пространственных отношений, где необходимо было решить ряд задач творческого характера, при этом сохранить реальный образ конкретного объекта. В искусстве две перспективные точки восприятия встречаются постоянно, но для ученицы с точным пониманием архитектурных перспективных построений и математическим мышлением это было впервые.
У педагога тоже возникает дилемма: когда в учебном процессе, и на каком учебном материале объяснить совмещение перспективных позиций? Мы с Машей анализировали произведения мастеров прошлого на истории искусств, она выполняла учебные задания по построению интерьеров под руководством ведущего педагога, но в данных условиях объяснение заключалось в бинокулярном восприятии пространства, но только с наклоненной головой.
Мария, выбрав закон композиции Вертикали и Горизонтали (закон креста), когда прослеживается зависимость одного объекта от другого, когда находится устойчивое положение вертикального вектора относительно горизонтальных направляющих, неосознанно, но верно выразила свою психологию восприятия. В изобразительном искусстве закон креста есть мера чувственного осознания земного материального бытия, стремление утвердиться, занять устойчивое положение в последовательном движении духовной направленности, что так свойственно юной чувственной натуре, ищущей свое место в мире. Определение композиционной основы в произведении является первостепенной задачей и непосредственно отражает цель создаваемого произведения. Это может происходить на основе интуиции, как у авторов архаики, частично у импрессионистов, многих мастеров искусства первой половины ХХ века или на основе аналитического размышления, как у авторов классического стиля. Законом юный художник проверяет свои чувства.
Определившись с законом композиции, Мария выполнила карандашом контурное построение архитектурных и природных форм в перспективе. Первое движение карандашом, резцом, кистью, как первый возглас Юрия Гагарина: «Поехали!». Она быстро справилась с угловой перспективой в соответствии с образным решением композиции и поставленными задачами линейной перспективы. Напряжение спало, появилось процессуальное спокойствие. Предметная фактурность, по существу, определила выбор техники исполнения. Наиболее выразительной оказалась смешанная техника, где можно применить различные материалы для решения той или иной конкретной формы и выразить материальность предмета.
Решение начать акварелью, навыками работы с которой автор была давно знакома, позволило оставить фактурность бумаги, создать иллюзию воздушного пространства. В это время педагогу лучше не вмешиваться, любой совет не «под руку», да и творческий процесс всегда несет долю неожиданности и непредсказуемости, личностного откровения. Это потом: «Ах, как здорово получилось!».
Для работы был выбран декоративный колорит с основным контрастом коричнево-желтой и синей гаммы цветов с добавлением зеленого цвета. Мария начала набирать основную массу цвета акварелью, используя ее прозрачность. Но как применить акрил? Здесь уже необходимы несколько мазков рукой педагога. Это не сотворчество – это преодоление препятствия, преодоление неуверенности, чтобы приобрести второе дыхание. Поэтому было решено — деревья писать акрилом. Техника акрила напоминает технику акварели и темперы, но как любой другой материал, требует определенного навыка. Маша применила и лессировку, и пастозное письмо. Завершающим этапом была частичная проработка деталей (металлической ограды, цепей моста, решеток, зооморфных элементов, каменной кладки и т.п.) гелиевой ручкой. Мне, педагогу, было отрадно наблюдать за творческим процессом и творческой удовлетворенностью Маши. Работа на пленере была закончена.
Марии виделась ее работа более эмоцинально-чувственной, в которой бы витала стилизация средневекового духа. Уже в домашних условиях ученица продолжила работу с голубым фоном, ритмами контрастных по цвету стволов деревьев, насыщенными кронами, применив мелкий набрызг – все это создало иллюзию некой средневековой романтики и способствовало воплощению задуманных идей. В итоге композиция получилась и натурной, и творческой.
Художник с опытом работы, ставя определенные задачи, старается довести натурную зарисовку до логического конца и определенной стадии. Учащимся же трудно совместить поставленные задачи эмоционального восприятия, временных рамок, выбора художественных средств и материалов. Особо сложной задачей у юного художника является определение степени завершенности произведения. Пленэрные этюды зачастую могут становиться самостоятельными произведениями. Рерих в своих натурных зарисовках всегда стремился к обобщенности, завершенными смотрятся и графические натурные зарисовки А. Бенуа, этюды В. Поленова воспринимаются законченными произведениями, а М. Врубель, например, специально не писал на пленэре, его зарисовки остаются этюдами. Поэтому, увлекаясь вместе с учеником творческим процессом, педагогу важно научить юного художника увидеть целостность выполненной работы и вовремя положить последний мазок. Так же часто у учащихся прослеживается тенденция к красивости, когда образное мышление превалирует над предметным, подпитываясь определенным эмоциональным состоянием, здесь главное не упустить момент, чтобы этюды и композиции оставались гармоничными.
В заключении хочется добавить, что этап изучения конкретных форм в пространственной среде в учебном процессе определяется стремлением учащегося подготовить себя к профессиональному восприятию. Можно с уверенностью сказать, что данное нам природой при рождении необходимо постоянно совершенствовать, причем разносторонне: интеллектуально, эстетически, этически, но при этом не противореча духовным основам личности. Совершенство исполнительского мастерства накапливается по мере профессиональной деятельности, технические навыки изменяются со временем, остается более сложная задача воспитания своей духовности и интеллектуальности. Но решение возможно. Оно сопряжено не столько с образованием, сколько с осознанием себя как личности, личности достойной божественного вдохновения. Хочется пожелать Маше Йовбак долгой дороги, по которой бы она шла уверенно, свободно экспериментируя, сохраняя свою детскость и любопытство к жизни.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели