Responsive Ad Area

Share This Post

Графика / Детская студия / Дом творчества / Конкурс ART LESSON / Художественная школа / Школа искусств

Тематическая композиция «Пасхальное утро»

Тематическая композиция «Пасхальное утро»
Автор — Юнусова Елена Александровна, преподаватель изобразительных дисциплин НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств» (г.Нефтеюганск, ХМАО-ЮГРА).

imgbig (1)

Логотип1

Участник Всемирного конкурса рисунков и методик ART LESSON
Вступительная часть
Учебный предмет «Изобразительное искусство» занимает важное место в комплексе предметов в нашей ДШИ и является базовой составляющей для последующего изучения предметов «Рисунок», «Живопись» и «Композиция» в старших классах и является факультативным занятием для многих отделений школы. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность, содержание программы выстроено мною так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В каждом разделе, теме я предусматриваю широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Систематично работаю на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, которое является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремлюсь, чтобы каждый ученик научился отражать действительность, своё отношение к ней, которое служит источником самостоятельных творческих поисков. Как опыт своей работы представляю методическую разработку занятия по предмету «Изобразительное искусство» на тему «Пасхальное утро» с ученицей «Хорового отделения» Козловой Алёной (8 лет). Алёна очень весёлая и общительная девочка, как и все дети, очень любит рисовать. Алёна занимается дополнительно у меня с 5 лет, показала хорошие успехи в обучении художественному творчеству. Хочу отметить, что с ней у нас установились доверительные отношения, творческая атмосфера взаимопонимания на каждом занятии.
Методическая часть.
В соответствии с программой по предмету «Изобразительное искусство» тематическая композиция по весенним православным праздникам входит в раздел второго полугодия (2 академических часа по 40 минут). Урок логически связан с народным календарём и традиционной окружной выставкой «Пасхальный вернисаж».
Я ежегодно подбираю посильный материал для учащихся с точки зрения объёма работы, конкретности образов, психофизических возможностей учащихся. Важным считаю эстетически подобрать иллюстративный и раздаточный материал для стабильной заинтересованности теоретической и практической частью работы на протяжении всего занятия, постоянную смену художественных материалов и техник.
Тема урока: тематическая композиция «Пасхальное утро».
Цель: формирование навыков рисования по представлению заданной тематической композиции при помощи смешанной техники.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о видах и средствах изобразительного искусства.
2. Выполнить работу в смешанной технике при помощи выразительных средств живописи и графики.
3. Формировать умение видеть красоту, гармонию в природе.
Развивающие задачи:
1. Развивать композиционные навыки.
2. Развивать наблюдательность.
3. Развивать творческую фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, смелость работы в материале.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к искусству и православным праздникам России.
2. Воспитывать художественный вкус.
3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
4. Способствовать сбережению и укреплению здоровья ученика.
Методы и формы проведения урока: беседа, рассказ, демонстрация.
Форма работы: индивидуальная, самостоятельная работа.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, творческий подход, индивидуальный подход.
Трудности: Ученица посещает занятия, когда у неё есть «окно» от основных предметов по специальности, поэтому я вынуждена подсаживать Алёну в группы специалистов на отделении ДПИ. Когда темы занятий совпадают, то творческий результат радует (приложение — работы учащихся отделения ДПИ) если нет, то мне приходиться быть уникальным педагогом: параллельно вести два материала. Это очень трудно, как эмоционально, так и физически.
Структура урока
Считаю  целесообразным использование на данном занятии следующую структуру урока;
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала:
— сообщение темы урока;
— беседа;
— творческие поиски содержания.
3. Практическая работа:
— постановка художественной задачи;
— творческие поиски ,эскизирование, анализ;
— работа с форматом, анализ;
— работа в материале, анализ;
— самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов:
— экспресс – выставка;
— анализ работ.
5. Домашнее задание:
— инструкция.
6. Организационная часть:
— уборка рабочих мест, класса.
На каждом этапе целесообразно подводить итог проделанной работы. Подобранный материал достаточен по времени, объему и продолжительности каждого из этапов урока. Рекомендую сделать перерыв перед работой в цвете. В идеальном варианте посвятить второй урок только работе в материале.
Творческая часть.
Тема урока: тематическая композиция «Пасхальное утро».
(тонированная бумага, ч. ручка, тушь, формат А3 )
Из опыта работы.
Задание выполняется поэтапно — при разборе темы были изучены соответствующие материалы, а Алёна прочитала перед всем классом стихотворение, которое ей задали выучить в школе — мы аплодировали!
(в содержании говорилось о том, как она весенним утром направляется к храму с веточкой вербы). Как я указала выше, данная тема совпала с темой по композиции с учащимися отделения ДПИ.
Алёна работала над творческим эскизом минут пять, самостоятельно выбрав фон в соответствии заявленному эскизу (мои ученики выполняют поисковые эскизы чёрной ручкой без предварительных рисунков простым карандашом и перетиранием ластика каждой чёрточки). Считаю смелость, творческая самобытность — важные составляющие на данным этапе.
Для учащихся, которые посещают мой предмет дополнительно, у меня заготовлены тонированные фоны формата А3 (мой авторский секрет!).
Мы переносим эскиз на выбранный фон. Перед работой беседуем о композиционном расположении. Работа в материале поэтапна.
Работа в цвете + гуашь. Алёна подбирает цвет весны, оживлённо и с интересом работает с палитрой.
Анализ работы + декорирование.
Мы анализируем работу, и Алёна самостоятельно работает над обобщением всей творческой композицией ч. ручкой. Существенное значение имеет развитие у детей умения применять на практике выразительные средства графики при завершении творческой работы.
Заключительная часть
Мною проведена нестандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет мне применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Знаю и учитываю психофизические особенности и графическую подготовленность каждого ребёнка.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели