Responsive Ad Area

Share This Post

Детская студия / Дом творчества / Общеобразовательная школа / Пленеры / Художественная школа / Школа искусств

Парижский отпуск для педагогов-художников

Парижский отпуск для педагогов-художников
Автор — Суздальцева Светлана Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн» Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, руководитель творческой арт-студии «Рисуем» (г. Покров Владимирской обл.), руководитель «Центра инновационных методик и технологий» МТОО «Союз педагогов-художников»
Логотип1
В конце июня активные педагоги-художники приняли участие в творческом отпуске «Париж, я люблю тебя!». Это была пленэрная практика со специально разработанной культурной программой, которая помогла окунуться в атмосферу «вечного города», настроить творческий монолог художественного восприятия каждого участника. Лувр, Монмартр, Сад Тюильри, Марсово поле, Триумфальная арка, Консьержи и Сент-Шапель, Норт Дам, Версаль – это далеко не полный список наших культурно-пленэрных посещений.
Специфика преподавательской деятельности предполагает передачу творческого опыта от учителя к ученикам. Соответственно, каждый художник- педагог решает задачу пополнения своего личностного запаса, путем художественных практик, посещением культурных центров, выставочных площадок. Это складывается в личный опыт каждого и помноженный на индивидуальность является одним из главных залогов успешной преподавательской деятельности. Раскрыться, раскрепоститься, работать на равных в свободной и комфортной атмосфере – эти вполне понятные желания послужили отправной точкой создании новой формы творческого взаимодействия, необходимого именно педагогу-художнику. Познакомиться и обменяться опытом с коллегами из других регионов (и стран), вместе поработать на пленере, посетить музеи и культурные центры, провести совместную выставку – вот задачи программы Союза педагогов-художников «Творческий отпуск». А цель её – создать комфортную обстановку общения коллег-профессионалов, понимающих друг друга, имеющих общие проблемы и темы для разговора. В качестве обоснования актуальности данного творческого взаимодействия следует отметить наиболее яркие впечатления и творческие находки Парижского отпуска.
Многие, кто посещал Париж и Лувр не первый раз, открыл для себя Музей декоративно-прикладного искусства, экспозиция которого находится также в здании Лувра. В выставочных залах можно посмотреть, как жили французы на протяжении ряда веков: здесь подобраны буквально любые предметы и материалы, характеризующие тот или иной период времени, культуру и искусство той или иной эпохи. Очень интересны тематические комнаты музея, представляющие интерьер какого-то одного стиля от XV до XX столетий. Здесь можно побывать в комнате известной куртизанки Люсиль Делабинье или зайти в обеденный зал художника Эжена Грассе. Или посетить «Золотой Авиньонский кабинет» 1752 года.  В музее моды и текстиля представлены работы великих французских модных дизайнеров, таких как Аззедина Алаила, Пьера Бальмэна, Андре Куррежа, Кристиана Диора, Кристиана Лакруа, Жанны Ланвен, Поля Пуаро, Пако Рабанна, Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent), Эльзы Шиапарелли и Мадлен Вионне, а также дизайн текстиля, выполненный Соней Делоне, Раулем Дюфи и другими.
Особое впечатление у многих было связано с выставкой в знаменитом парижском музее Орсе «Винсент Ван Гог / Антонен Арто. Самоубитый обществом» Экспозиция представляет собой 45 живописных полотен, 2 акварели и 6 рисунков Ван Гога, а также некоторые письма художника и рисунки и фотографии французского поэта, писателя и актера Антонена Арто. В 1947 году Арто посвятил личности и творчеству Ван Гога произведение «Ван Гог. Самоубитый обществом», в котором подверг критике популярную точку зрения о безумстве живописца. Книга была написана по заказу галериста Пьера Лоэба по случаю выставки Ван Гога в Париже. Обмениваясь впечатлениями по поводу выставки, многие отметили эмоциональность экспозиции, новое прочтение известных работ и открытие новых, ранее не известных ни по выставкам, ни по каталогам.
Определенный культурный ракурс и визуальные впечатления настроили всю группу на творческий подъем и импрессионистическую интерпретацию натуры. Активная культурная программа, пешие прогулки проецировались в пленэрные зарисовки – быстрые, активные, эмоциональные. Импрессионисты впервые создают многогранную картину повседневной жизни современного города, передавая своеобразие его пейзажа и облика населяющих его людей. Парижские кафе, Монмартр – стали для многих из нас объектом художественных поисков. Хотелось экспериментировать и импровизировать с графическими материалами, передавать ускользающий свет живописными мазками. Каждый из педагогов-художников, поехавший в творческий отпуск, взял с собой для пленэрных работ те материалы, которые ему близки и позволяют работать быстро и непринужденно: акварель, пастель, сангина, соус, графит.
Следует отметить, что творческий отпуск, как оказалось, время и место экспериментов. Мы активно делились друг с другом особенностями той или иной техники и с удовольствием соединяли средства и материалы: акварель и цветные карандаши, капиллярными ручками, фломастерами рисовали «по-мокрому», пробовали рисовать в новой для некоторых технике – акрил. Но были и бесстрашные художницы, которые не побоялись трудностей транспортировки, нагрузки этюдника и взяли с собой масляные краски. Цель оправдала средства! Работы получились замечательные. Как отметила на отчетной выставке в мэрии города Фурж (Нормандия) русская художница Анна Филимонова : в наших работах чувствуется русская школа – это был большой комплимент для всех нас.
Анна Филимонова (Anna Filimonova) – одновременно французская и русская художница, родилась в Санкт-Петербурге , закончила Институт имени И. Е. Репина Академии Художеств России. Анна — член Союза Художников Франции, регулярная участница международных выставок, в том числе знаменитых исторических Салонов в Париже, в Гран Пале (Большом Дворце) таких как Осенний Салон, Арт ан Капиталь, SNBA ( Французское Общество Изящных Искусств), в Штаб-квартире ЮНЕСКО, в выставочных залах и музеях других стран Европы. В активе художницы 17 персональных выставок, ее работы находятся в нескольких государственных и городских французских коллекциях и во многих частных коллекциях. Много работая на пленэре, она с любовью смотрит на Париж, отражая тысячи сторон его неповторимой индивидуальности, воспевает его фасады старинных домов, многочисленные прямоугольные дымовые трубы, балконы из кованого железа, любимую Эйфелеву Башню. Сегодня художница часто выделяется искусствоведами как автор, специализирующийся на ночных видах французской столицы, чей почерк часто сравнивают с ее славными предшественниками в этой тематике – Сергеем Коровиным и Раулем Дюфи.
Анна Филимонова открыла для нас дом-музей, сад Клода Моне, очарование французской Нормандии. Она много рассказывала о французском импрессионизме, и это было исключительным моментом нашего творческого отпуска.
Наша активная Парижская группа: Кукса Оксана, Трахтенгерц Надежда, Свинцова Анна и Виктор, Поскребышева Елена, Сандуковская Анна, Вдовина Ника, Смердова Елена, Бурова Ольга, Пономарева Наталья, Дубровина Светлана, Суздальцева Светлана, Астафьева Марина — решила продолжить сотрудничество теперь уже в выставочной деятельности. Вместе мы смотрели на красоту сада Моне, бродили по уютным улицам маленьких провинциальных городов, заряжались творческой энергией, которой должно хватить не только на преподавательскую деятельность, но и на собственное творчество — тематическую выставку по нашим французским впечатлениям.

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели