Responsive Ad Area

Share This Post

ВИДЫ ИСКУССТВ / Композиция / Мастер-классы / Статьи для по послевузовскому (дополнительному профессиональному) образованию и повышению квалификации для педагогов-художников / Художественная школа / Школа искусств

Проведение занятия на тему «Ритмы города» (ритм в композиции)

Проведение занятия на тему «Ритмы города» (ритм в композиции)
Автор — Арцрунян Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования АОУ ДОД «Школа искусств» города Королёва Московской области
imgbig.php
Логотип1 Тема города, взятая за основу занятия «Ритм в композиции», очень актуальна, так как во всех школьных и внешкольных программах по изобразительному искусству есть тема, посвященная городу. Учащиеся с большим удовольствием рисуют городские мотивы, т.к. они живут в городе и наблюдают городскую жизнь, ритм города ежедневно. Чтобы ученикам было интересно, необходимы новые подходы и методики к мотивации творчества. В данной методической разработке этой темы используется ассоциативный метод: необычные методы изображения знакомых образов и явлений, чтобы ученикам захотелось творить. Произведена модернизация классических методов, обучения, используются современные педагогические технологии: технология проблемного обучения (проблемные вопросы), технология развивающего обучения, игровые технологии, дифференцированный подход, используются ИКТ; используются актуальные методы технологии педагогики искусства: метод концентричности организации художественного материала, метод ретроспективы и перспективы в подаче материала, смены деятельности.
Методическая разработка занятия «Ритмы города» создавалась для программы «Изобразительное искусство», реализуемой в МОУ ДОД «Школа искусств» или аналогичной программы художественной школы, где занятия длятся 2 академических часа с перерывом 10 минут. Занятие рассчитано на учащихся с 12 лет. Методическую разработку можно применять и в общеобразовательной школе, но учитывая специфику школьных уроков и ограниченность во времени, можно разделить ее на 2 урока или увеличить время исполнения, а также провести интегрированные уроки, связав с музыкой, литературой и окружающим миром.
На занятии используется ряд слайдов в электронном виде, и это делает занятие еще интереснее и увлекательнее, в отличие от обычной наглядности в виде репродукций и др. Фоторяд можно показать учащимся как целиком, так и частями. Он разделён на 3 части: фотографии урбанистического современного города, фото итальянских средневековых городов (для контрастности образов городских пейзажей и возможности выбора) и фотографии произведений художников. Оформление слайдов современного города в сдержанных холодных и темных тонах, а итальянских – в теплых и светлых, что соответствует данным образам. Слайды переключаются педагогом, это помогает регулировать время просмотра какого-либо отдельного слайда или показать слайды выборочно. Общая продолжительность времени не должна превышать 15 мин. Показ фоторяда можно разделить на части. Кроме того, важно включить в фоторяд не только общий вид того или иного города, но также и детали, например: силуэт крыш, декор окон, особенности архитектуры, так как применение различных деталей в работе придает ей интерес и динамику, а в данном случае и возможность идентификации.
Цель мастер-класса – обмен педагогическим опытом, повышение эффективности образовательного процесса при изучении темы «Ритм в композиции».
Конспект мастер-класса.
Тема занятия: «Ритмы города»
Возраст обучающихся: педагоги
Тип занятия: комбинированный урок, с элементами интеграции.
Форма проведения занятия: беседа, показ видеоматериала, творческий поиск, выставка.
Цель занятия: показать методы обучения в создании ритмов, уравновешенных цветовых пятен в композиции и вызвать эмоционально-творческий отклик, приводящий к появлению собственных мыслей и идей в проведении уроков на данную тему.
Задачи занятия:
Образовательные:
— показать методы ознакомления учащихся с произведениями художников
— закрепить знания о подаче различных способов и техник работы с художественными материалами;
— поделиться собственным методом построения композиции с помощью тоновых и цветовых пятен и ритмов.
Методы обучения: беседа, творческий поиск, самостоятельное создание творческой композиции, использование ИКТ.
Средства обучения, материалы и оборудование:
Для педагога: видеоряд в электронном виде, доска, мел, художественные материалы.
Для учащихся: бумага ф А-4, кисти, акварель, цветные карандаши, ластик, вода, палитра.
Предварительная работа: выбор различных техник для ведения работы, повторение приёмов построения композиции в пейзаже (линия горизонта, плановость, линейная и воздушная перспектива)
Структура занятия
Общая продолжительность занятия – 1час .
1. Организационная часть — 2 мин.
2. Сообщение темы занятия. Беседа с показом 1 и 2 частей видеоряда 5 мин.
3. Линейное построение композиции в карандаше, самостоятельная работа 20 мин.
4. Беседа и просмотр 3 части видеоряда 3 мин.
5. Завершение работы в цвете, самостоятельная работа 20 мин.
6. Просмотр и анализ работ 10 мин.
Содержание занятия:
1. Урок начинается с беседы. Для создания композиции «Ритмы города» предлагаю воспользоваться двумя темами на выбор присутствующих: это тема современного урбанистического города – т.н. сити и тема средневекового итальянского города. Я остановила выбор именно на этих образах, т.к. они являются как бы контрастными друг другу. Необходимо предложить учащимся выбрать наиболее подходящую по их мнению манеру исполнения работы, обратить их внимание на то, чтобы общий тон и колористическое решение композиции соответствовали избранной теме. Например: суетливый, многоэтажный и какой-то равнодушный к своим жителям деловой центр сити будет более плотным(темным) по тону и холодным по колориту относительно другого образа легкой, пронизанной солнцем Тосканы с ее уютными небольшими домиками с черепичными крышами. Можно предложить учащимся мысленно перенестись во времена средневековья (для тех, кто решил изобразить то время) или в столицы современных индустриальных городов таких как Нью-Йорк, Гонконг и представить как бы он себя чувствовал в данной обстановке.
2. После небольшой беседы следует показать слайды ряда фотографий современных городов и исторических и, показывая, обращать внимание учащихся на ритм темного и светлого, на интервалы между тоновыми пятнами, на подчинение деталей (в архитектуре например) общему ритму и объему и, конечно, на ощущения и возникшие образы, которые вызвали эти фотографии.
3. На следующем этапе предлагаем учащимся выполнить композицию самим. Сначала необходимо определить формат работы: вертикальный или горизонтальный больше подходит для выполнения задания. Для тех, кто не уверен, можно подсказать: для подчеркивания устремленности ввысь небоскребов логично выбрать вертикальный, а для изображения гармонии, спокойствия и умиротворения «райского уголка» Тосканы больше подойдет горизонтальный формат. Потом следует набросать общую композицию, распределяя большие объемы домов, дорог, мостов и всего того, что учащийся хочет изобразить в своей работе. Необходимо определить сколько места на листе будет занимать небо, его тоже нужно рассматривать как пятно, участвующее в общей композиции. А, может, неба не будет вовсе?
4. Далее с помощью тоновых и цветовых пятен строим тот неповторимый ритм уже легко нарисованного города, который будет очень индивидуальным, непохожим на другие работы. Следует обратить внимание учеников на то, что с помощью ритмических пятен можно придать композиции динамику или статику, чувство умиротворения или стремительного движения, радость или обреченность и т.п. Хочу заметить, что мы используем минимальные средства (лишь 3-4 цвета в акварели или столько же цветных карандашей), т.к. в данной работе мы создаем образы не живописными средствами.
5. Перед завершающим этапом работы над композицией я показываю учащимся фото работ художников. Я бы не советовала это делать перед началом работы, чтобы сохранить свежесть и непосредственность детских идей и избежать заимствования. Указывая на определенные работы, обратить внимание на то, как профессиональные художники решают похожие задачи.
На последнем этапе создания композиции активизируем тональность преобладающего цвета, работаем над деталями и над выявлением образной и пластической идеи сюжета.
6. Просмотр и анализ работ происходит в два этапа:
1 этап — выставка, коллективное обсуждение, фотосъёмка, подбор
эпитетов
2 этап — диагностика результативности, анализ мастер-класса — проводится педагогом уже после завершения работы.
Требования к работам:
Соблюдение законов композиции: ритм, интервал, пятно.
Передача образа города или населенного пункта (напр.образ городов Тосканы или образ современного урбанистического города);
Выбор техники
Общая выразительность и завершенность;
Нестандартность решения.
Подчинение деталей общему
Критерии оценивания работ
1. Соблюдение законов композиции и перспективы
2. Передача образа города или места
3. Выбор техники
4. Общая выразительность и завершенность
5. Творческий подход, нестандартность решения
В конце занятия после подведения итогов и выставки можно предложить педагогам придумать слоган на данную тему, который бы отражал суть исполненной работы. Например:” И вновь я посетил тот уголок земли”, “Где-то есть город тихий, как сон”, “И дым отечества нам сладок и приятен” и т.д.
На мастер классе для детей можно им предложить самим выбрать какой слоган для какой работы подходит и раздать им предварительно сделанные карточки, на каждой из которых написан слоган.
Список литературы
1 О. Авсиян. Натура и рисование по представлению.- М.: Эксмо, 1995
2 Гурий Захаров. Графика М.: «Советская книга» 1985
3 Г.Чугунов «М.Добужинский» — Л.: «Художник РСФСР»1984
4 Н.П.Бесчастнов «Графика пейзажа» — М.: «Владос»2005
5 Н.П.Бесчастнов «Черно-белая графика» — М.: «Владос»2005
6 В.А.Фаворский «Об искусстве,о книге,о гравюре» — М: «Книга» 1986
7 А. Гуткнехт. Пейзажи.- М.: Астрель, 2003
8 В.С.Кузин. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе.- М.: Агар,1998
9 Н.М. Сокольникова. Основы композиции. – М.: Титул, 2006
Интернет-ресурсы:
1) Галерея визуального искусства- (http://www.artni.ru/)
2) www.artgraphica.net

Share This Post

Leave a Reply

Перейти к верхней панели